Поезд стриж маршрут следования. Ржд запускают "стрижей" в берлин

Скоростной поезд Стриж запущен по маршруту Москва - Нижний Новгород с 1 июня 2015 года. "Стриж" курсирует ежедневно и совершает до 5 рейсов в день. Время поезда в пути - от 3 часов 35 минут.

Количество вагонов в поезде Стриж - 18 пассажирских и 2 технических.

Состав поезда

Какие вагоны есть в поезде Стриж:

  • вагоны 1 класса с местами для сидения - вагон №8, №9 (№10,№11)*
  • вагоны 2 класса с местами для сидения - вагоны №10-№18 (№12-№17)*
  • вагон Купе со спальными местами - вагон №18*
  • вагоны СВ со спальными местами - вагоны №1-№5
  • вагон - ресторан
  • вагон - буфет
*Второй вариант исполнения поезда Стриж

Комфорт в пути

Какое оснащение в вагонах поезда Стриж Москва - Нижний Новгород:

Система кондиционирования и отопления
- экологически чистые туалетные комплексы

Развлечения и отдых в пути

Компания РЖД предлагает следующие развлечения для отдыха в пути во время путешествия на поезде Стриж Москва - Нижний Новгород:
- видеомониторы
- Wi-Fi на всем пути следования (услуга платная)
- индивидуальные аудио-системы

Питание в пути

Вагон ресторан в поезде Стриж Москва — Нижний Новгород

В поезде Стриж работает вагон-буфет. К вашим услугам широкий выбор горячих блюд, закусок, салатов, десертов, горячих и прохладительных напитков.

Дополнительно:
В пути следования предоставляется питьевая вода. К вашим услугам в каждом вагоне: кофе, чайная и кондитерская продукция, печатные издания, сувениры и прочие товары (за отдельную плату).

Характеристика вагонов

Здесь представлена характеристика вагонов поезда "Стриж" Москва - Нижний Новгород

Количество купе: 5; количество мест: 10.

Каждое купе состоит из комнаты отдыха и санитарно-гигиенического помещения.

В каждом купе:
- 2 спальных места, нижнее спальное место трансформируется в 2 места для сидения;
- сейф, откидной столик;
- индивидуальный санузел с душевой кабиной и биотуалетом;
- телевизор с возможностью выбора фильма;
- розетки 220В;
- карты-ключи доступа в купе.

Сервис:
- питание;
- комплект постельного белья и полотенец;

Вагон 1 класса

Пассажирские места имеют:

- аудиосистема;
- розетка 220В;
- регулируемый подголовник кресла;
- регулируемая подставка для ног;

Сервис:
- питание;
- плед;
- санитарно-гигиенический набор.

Вагон 2 класса

Количество мест для сидения: 20.

Пассажирские места имеют:
- индивидуальная система освещения;
- аудиосистема;
- розетка 220В;
- регулируемый наклон спинки кресла;
- индивидуальный откидной столик.

Сервис:
- питание и напитки (можно заказать у проводника за отдельную плату).

Безопасность

Как устроен поезд Стриж с точки зрения безопасности:

Безопасность в поезде сотрудники охранных структур или транспортной полиции. Работа оборудования вагона контролируется с помощью спутниковой системы контроля безопасности и связи. Все вагоны оснащены пожарной сигнализацией.

Провоз животных

Провоз мелких животных бесплатный. Провоз крупных собак не предусмотрен.

Для провоза мелких животных необходим выкуп всего купе. Провоз мелких животных бесплатный. Для провоза крупной собаки необходим выкуп всего купе. Можно провезти только одну крупную собаку. Провоз крупной собаки бесплатный.

Для провоза мелких животных не нужен выкуп дополнительных мест. За провоз животного взимается плата. Провоз крупных собак не предусмотрен.

Прочая информация

Внимание! Просим пассажиров поезда "Стриж" прибывать на вокзал заблаговременно в связи с необходимостью прохождения досмотровых процедур.

Многие не понимают, зачем покупать билеты на поезд в Берлин и 20 часов проводить в дороге, когда можно за те же деньги и примерно за 2,5-3 часа долететь до немецкой столицы на самолете. Попробую объяснить.

Фотографии и текст Дмитрия Чистопрудова

1. 17 декабря, РЖД запустили скорый поезд Стриж по маршруту Москва - Берлин. С переводом названия поступили просто - в России он «Стриж», за рубежом - Strizh. Выглядит состав так же, как и тот, который сейчас ходит в Нижний Новгород. Но это только на первый взгляд.


2. Увы, нельзя порадоваться за российского производителя и сказать, что Стриж - это детище Тверского вагоностроительного завода или Уральских локомотивов. Поезд является адаптированным к российским климатическим условиям проектом испанского Тальго 250, который с успехом используется на железных дорогах Европы, и даже в Казахстане. Чем больше я изучал состав, тем больше понимал, насколько он не похож на наши классические поезда дальнего следования.


3. Первое, что бросается в глаза - вагоны существенно короче и ниже. Длина одного вагона всего 13 метров: в два раза меньше нашего родного российского.


4. Все оборудование для работы состава спрятано не под полом, как это обычно бывает, а в двух технических вагонах. Они находятся в начале и в конце поезда. Короткие кузова вагонов облегченной конструкции, изготавливаемые в основном из алюминиевых сплавов, позволяют понизить центр тяжести. Нет здесь и привычных колесных тележек. На весь состав из 20 вагонов приходится 21 колесная тележка, с независимым вращением колес на собственных полуосях. То есть у каждого вагона всего по 1 (одной, Карл!) колесной паре.


5. Колесные тележки располагаются под узлами сочленения вагонов. Получается, что с одной стороны вагон опирается на свою колесную пару, а с другой - на колесную пару следующего вагона. За счет всего этого вагоны могут проходить сложные участки и кривые быстрее, а воздействие на путь оказывается сильно меньше, чем у обычных тележек.

Хитрая система тяг доворачивает тележку в поворотах. Это позволяет свести к минимуму боковые нагрузки на колеса и уменьшить износ гребня об рельсы.


6. Чтобы избежать наледи в условиях российского климата, колеса обдуваются теплым воздухом (примерно 38 градусов).


7. Во время реконструкции депо Москва-Киевская специально для обслуживания Стрижей было оборудовано три отдельных пути. На фотографии - устройство для обточки, которое позволяет ремонтировать колеса без разборки тележек.

Это первый в России поезд, оборудованный системой автоматического изменения ширины колесных пар. Специально для этого поезда в Бресте создано переводное устройство. Таким образом, с колеи российского стандарта 1520 миллиметров на европейский 1435 миллиметров Стриж перейдет всего за 20 минут. Раньше эта процедура занимала порядка двух часов.


8. Кстати, существует распространенное мнение, что при выборе ширины колеи в России сыграл роль и военный аспект - отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию.

На самом деле, скорее всего ни о чем таком изначально серьезно не думали, а просто выбрали одну из существовавших в те годы моделей, которая тогда была популярна в США. Военное значение разницы колеи на сегодняшний день не очень велико - уже в середине XX века железнодорожные войска могли спокойно перешивать от 10 до 30 километров дороги в день. Ширина колеи не имела особого значения и потому, что отступавшие войска еще со времен Первой мировой нередко разрушали за собой пути. Для снабжения наступающих войск на территории противника часто строили специальные временные узкоколейки.

На фотографии видно, что вагоны Стрижа ниже нашего двухсистемного электровоза ЭП20 чуть ли ни на треть. Высота платформы для Стрижа в два раза меньше стандартных. Первый и последний вагоны поезда технические - в них нет пассажиров, только оборудование.


9. В технических вагонах находятся все системы, которые обеспечивают жизнедеятельность, безопасность и пожаротушение, связь этого поезда и так далее. Здесь установлены дизель-генератор, воздушный компрессор, системы очистки и подогрева воздуха. В составе штатно работают два генератора, но в случае поломки даже один сможет снабжать весь поезд электричеством. Запаса дизельного топлива хватает до 15 часов работы зимой и до 30 летом. Все зависит от температуры наружного воздуха. Выглядит очень аккуратно и даже в чем-то футуристично.


10. Не менее космическими выглядят и пассажирские вагоны.


11. Весь поезд имеет сквозной проход, при этом еврогабарит накладывает свои ограничения - все коридоры у́же, чем у «нас», и двум полным людям разойтись будет сложно. На фотографии в конце коридора складной стул и столик. Да, это место проводника. У него больше нет своего купе, где всегда можно было купить шоколадку «Аленка» и заказать чаек.


12. Стандартное купе. В нишах стен спрятаны лежачие полки. Справа на дальнем плане - лесенка, чтобы забираться наверх. На полке сверху - раскладные столики для каждого кресла. Билеты в таком купе стоят от 10 000 рублей.


13. Вид с другой стороны.


14. Если в разложенном состоянии полок такое купе и напоминает наши российские поезда, то на этом сходство заканчивается.


15. Вместо привычного столика - раковина с краном!


16. Сидячий вагон, самый дешевый вариант проезда - от 9000 рублей за место. Выдвижные столики из подлокотника, индивидуальные розетки, нормальное расстояние между сиденьями, подставки для ног, крючки для одежды - оснащение отличное.


17. Сидения удобные, похожи на бизнес-класс в самолете, но 20 часов провести сидя - это круто. На самом деле, эти места предназначены в первую очередь для тех, кто будет ездить между Белоруссией, Варшавой и Берлином на расстояния, проходимые за 3-6 часов.


18. Двухместное СВ. Именно в таком «номере» я ехал до самого Берлина. Билет стоил 17000 рублей - за эти деньги выкупаются сразу оба места, и путешествуешь один. Проехать с соседом стоит примерно 13000 рублей за место.


19. В СВ тоже есть своя раковина.


20. Вариант с разложенными кроватями. Интересная особенность: если разложить кровать под силу каждому, то вот захлопнуть полку обратно в стену сможет только спортсмен. Нужно приложить кучу усилий, чтобы смялась подушка с одеялом, и полка вошла на свое место. Зато это полноценная кровать. Широкая и длинная, в меру жесткая, как я люблю. С моим ростом 178, ноги и руки ни во что не упирались.

А вот ехать сидя с разложенными кроватями оказалось тесно - голова упирается в верхнюю полку. Поэтому либо лежать на кроватях, либо складывать полки и ехать сидя в креслах. Раскладную лестницу я использовал в качестве столика для ноутбука.


21. А это семейное купе, с довольно странным компоновочным решением. Это два стандартных СВ, с дополнительной общей дверью (справа на фотографии).


22. Для всех перечисленных классов в каждом вагоне имеется один санузел. Его вполне достаточно, потому что вагоны маленькие, людей помещается немного. Тем более, что у всех есть свои раковины. Но это еще не все. Есть места еще круче - это вагоны класса люкс, где в каждом «номере» есть свой туалет и душ!


23. Вуаля. Недаром билет в люксе стоит как перелет в Берлин бизнес-классом: 30000 с человека или 50000 за купе целиком.


24. Кроме отдельной кабинки с душем, люкс отличается от СВ наличием телевизора и сейфа. Также здесь есть небольшой столик. Просто столик, не раковина.


25. Посмотрим немного на детали. Стоп-кран, молоток для разбивания стекла, динамик и регулятор кондиционера. Стоит отметить, что в этом поезде я совсем забыл про слово «душно». Система воздухообмена работала идеально, поэтому и ночью спалось прекрасно.


26. Раковина хоть и небольшая, но ее вполне хватает, чтобы умыться, помыть фрукты/овощи.


27. Под раковиной спряталась микромусорка размером с три томика Войны и Мир.


28. Боковая ниша с 4 вешалками для верхней одежды и вместительная багажная полка, в углу которой лежат складные столики.


29. Решение спорное, так как при установленном столике уже ни встать, ни сесть в кресло не получится. Лично я доставал его только для того, чтобы сделать фотографию.


30. Так выглядит просторное купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.


31. За дверью - гигантский санузел с душем, раковиной и унитазом.


32. Ну и наконец, главные тусовочные места поезда - вагон-ресторан и вагон-бар)


33. В одном вагоне - сидячие места со столиками, в другом - кухня и барная стойка.


34. Поезд будет курсировать два раза в неделю, отправляясь с Курского вокзала Москвы по субботам и воскресеньям в 13:05 и прибывая на станцию Берлин Остбанхоф в 07:19 следующих суток по местному времени.

Я долго вслушивался в речь репортера, а тот все сбивался и нес какую-то чушь. Потом оказалось, что он говорил по-польски)


35. Теперь несколько слов про саму поездку и ее рациональность. Зачем ехать на поезде в Берлин 20 часов, когда за те же деньги можно слетать на самолете в разы быстрее? Вопрос хороший, но на самом деле может легко возникнуть ситуация, когда такая поездка будет оправдана. Представим, что я в очередной раз еду на съемку железнодорожной выставки Иннотранс в Германию. Вставать в 3 часа ночи, ехать в аэропорт, куда-то лететь и потом еще целый день снимать - спасибо, не надо, такое я не раз проходил. Чтобы с утра быть готовым к работе и с полными силами приехать в Messe Berlin, нужно прилететь вечерним рейсом, заселиться в отеле, и выспаться.

В аэропорт я обычно добираюсь около двух часов и стараюсь приезжать за два часа до вылета. Сам перелет длится 2,5 часа. Все вместе, с прохождением таможенного контроля, получением багажа от дома до отеля выходит в 7-8 часов стабильно. То есть, чтобы в полночь уже спать в Берлине и утром отправиться на работу, из дома нужно выйти в 5-6 вечера.

Лично у меня дорога от дома до моего купе заняла 29 минут. Вышел я в 12:30. При этом, не было процедур сдачи багажа, досмотра, стерильной зоны, ожидания посадки и так далее. Я зашел в вагон, сел и поехал. Получается, что потеря по времени уже не такая большая, всего часов пять. Зато какие плюшки! И за лишнюю ночь в отеле в Берлине платить не надо)


36. А по комфорту современный поезд гораздо лучше самолета, тут и говорить нечего. И нет бесконечных аэропортных очередей. Кто летал из Берлина или Франкфурта в Москву, меня поймут.


37. Даже небольшой перелет не сравнится по количеству беготни и суеты на минуту времени.



39. Разговорились: «Мы все время куда-то спешим, бежим. Не позволяем себе пауз. У нас нет времени побыть наедине с собой, со своим любимым человеком. Посидеть в тишине, о чем-то подумать. Посмотреть в окно. Полет на самолете - это скорее телепортация, при этом зачастую сам полет занимает меньше времени, чем предполетные процедуры, а поездка на поезде - вот настоящее путешествие. А еще мы заказали в Германии кухонный сервиз, в Москве он стоит в 6 раз дороже. Вот как можно довезти домой сервиз в сохранности, как не на поезде?»


40. Вагон-ресторан не пустовал всю поездку. При этом публика была совершенно разной. От бизнесменов с дорогими часами до ребят в шлепках и спальных пижамах. Спросил у нескольких посетителей, почему они выбрали поезд. Кто-то хотел спокойно отдохнуть в пути, добравшись до Берлина без суеты аэропортов. Кому-то нужно было перевезти большой багаж. Двое сказали, что всегда ездят поездом, и не видят причин изменять привычкам. Первый рейс был полон под завязку - все билеты выкупили уже за пару недель до отправления.

Я успел несколько раз продегустировать местную кухню и остался в полном восторге. Единственный нюанс первого поезда - в ресторане не успели отладить систему оплаты по картам. У меня было всего 500 рублей, которые я обменял на борщ. А дальше пришлось искать добрых людей, кто поменял мне 50 евро на рубли. Иначе пришлось бы до Берлина голодать, или искать бомж-пакеты по ларькам на коротких остановках в Орше или Бресте)


41. За осмотром поезда, обедом и беседами время пролетело быстро. Вечером мы были уже на минском вокзале. Заявленный вайфай работал, но в интернет не пускал. Был еще один повод отдохнуть от работы и сети.


42. Из недостатков поездки хочется отметить медленное прохождение польской границы. Белорусы пропустили нас быстро, а поляки мурыжили и задержали поезд на час. В итоге удалось лечь спать только после паспортного контроля в 2 ночи. Из-за задержки в Берлин мы приехали с опозданием в 30 минут. Понятно, что с обкаткой поезда данные процессы будут отлаживать, оптимизировать и улучшать. А процесс смены колеи я даже не заметил.

В 7:40 воскресения я стоял на платформе вокзала Остбанхов. Под ногами был рассыпан реагент с мраморной крошкой. Полицейские проводили прочь дурнопахнущего и шатающегося бомжа. Какие-то гопники с разбитыми и пьяными лицами пытались со мной заговорить. Будто из Москвы и не уезжал)


Новый поезд существенно повысил комфорт и безопасность пассажиров в пути, считает глава Минтранса Максим Соколов. Основным его достоинством является то, что он автоматически подстраивается под европейскую колею. Это сокращает путь из Москвы в Берлин почти на пять часов, отметил министр. В пути следования состав делает остановки на станциях Смоленск (Россия), Орша (Белоруссия), Минск (Белоруссия), Брест (Белоруссия), Тересполь (Польша), Варшава (Польша), Познань (Польша), Жепин (Польша), Франкфурт на Одере (Германия). Все страны, через которые проходит поезд, участвовали в сертификации состава, уточнил министр.

Переход на европейскую колею состав будет осуществлять в Белоруссии, уточнил глава РЖД Олег Белозеров. "Стрижу" потребуется около 20 минут для прохождения по специально оборудованному переводному устройству с одной колеи на другую, тогда как в настоящее время смена колесных пар занимает около 2 часов.

Уже сейчас пассажирские международные перевозки по сравнению с прошлым годом выросли более чем на 9 процентов. Сообщение с Германией увеличилось на 35 процентов. Запуск этого поезда создаст дополнительные возможности для пассажиров, считает Белозеров.

Поезд "Стриж" будет курсировать 2 раза в неделю, отправляясь с Курского вокзала Москвы по субботам и воскресеньям в 13 часов 05 минут и прибывая на станцию Берлин Остбанхоф в 07 часов 19 минут на следующее утро. Из Берлина (станция Остбанхоф) поезд будет отправляться по воскресеньям и понедельникам в 18 часов 50 минут и прибывать на Курский вокзал Москвы в 17 часов 25 минут, на следующий день.

20 часов понадобится путешественникам, чтобы доехать из Москвы до Берлина на новом фирменном поезде "Стриж"

В поезде 20 вагонов. Из них пять вагонов с четырехместными купе, четыре вагона - с двухместными, два вагона с местами для сидения первого класса (по 20 мест в каждом вагоне). Они рассчитаны в основном на тех, кто путешествует не из Москвы в Берлин, а, например, из одного европейского города в другой. Жителям ЕС уже полюбились российские поезда, отмечают эксперты. Они надеются, что и этот состав найдет своих поклонников.

В поезде есть еще вагон-бар и вагон-ресторан. Среди дополнительных услуг Wi-Fi-доступ к мультимедийному порталу с возможностью выхода в сеть Интернет. На портале можно смотреть расписание, меню вагона-ресторана и новости для пассажиров. Тем, кто купил билеты в сидячий вагон первого класса, будут выдаваться планшеты для просмотра мультимедийного контента.

От Сахалина до Японии

В минтрансе прорабатывают вопрос создания железнодорожного сообщения между Сахалином (Россия) и Японией.

Есть два варианта: железнодорожный мост или туннель по дну пролива Лаперуза, который соединяет Японское и Охотское моря и проходит между северной оконечностью острова Хоккайдо (Япония) и южной оконечностью острова Сахалин мысом Крильон (Россия). Однако технических решений пока нет, отметил в беседе с журналистами замглавы минтранса Алексей Цыденов.

Сначала Сахалин нужно соединить с основной частью России, и такой проект уже обсуждался в 2013 году, напомнил Цыденов. Там рассматривалось тоже два варианта: мост и туннель. Приблизительная стоимость проекта - 400 миллиардов рублей.

Добавим, что самое узкое место между материком и Сахалином - пролив Невельского шириной около 8 километров, максимальной глубиной 24 метра.

Пользователь ЖЖ совершил тестовую поездку на новом международном поезде РЖД «Стриж», курсирующем по маршруту Москва - Берлин. Далее - рассказ от первого лица.
17 декабря РЖД запускает новый поезд в Берлин. Он будет идти примерно на 4 часа быстрее, чем обычный. Тем, кто часто ездит в Нижний Новгород, название поезда покажется знакомым - это «Стриж», произведенный Talgo в Испании и ведомый российским локомотивом ЭП20. Однако состав для поездок в Европу совсем другой, он отличается как интерьером, так и техническими особенностями. Я проехал на «Стриже» тестовый рейс и расскажу вам все о плюсах и минусах этого поезда.


Прежде всего, напомню, что для поездки в Европу российским поездам приходится терять много времени в Бресте, где происходит смена тележек с нашей колеи (1520 мм) на европейскую (1435 мм).

Поэтому в далеком 2011 году, когда трава была зеленее, курс евро не превышал 43 рубля, а Россия проводила Олимпиаду и жизнь на планете была спокойнее, РЖД закупили поезда с автоматической системой смены ширины колеи, что позволяло сократить время на эту процедуру с двух часов до 20 минут.

От составов, курсирующих в Нижний Новгород, этот «Стриж» отличается пяти-классной компоновкой, отвечающей европейским требованиям безопасности, удобства и комфорта. Хотя, последние два пункта относятся больше к менталитету - уж больно некоторые вещи в поезде были странные.

15 ноября я отправился на новом поезде в испытательный рейс до станции Брест (республика Беларусь) - именно там проходит процедура «переобувки» состава на европейскую колею.


Эксплуатировать его, как и большинство поездов дальнего следования, будет «дочка» РЖД - Федеральная пассажирская компания.


У поезда совершенно нетипичная компоновка и оформление интерьера. Я бы назвал его «чрезмерной победой минимализма в чемоданном интерьере». Хотя все элементы функциональны, находятся на своих местах, но так все непривычно.


Ключ от купе. Внутри, чтобы не потерять, он вставляется в специальный кармашек на двери.


У меня было двухместное купе. Штатно две кровати (язык не поворачивается это назвать полками) убираются к стенке и снизу мы получаем два кресла. Непривычно, что кресло находится далеко от окна и ехать, посматривая в окно, трудно - некуда облокотиться. Да-да, так всем привычного столика, как в большом купе, нет. Вот то место, где слева лежат рекламные проспекты, вовсе не столик. Но столик есть, только его сначала нужно найти.


Полки раскладываются так. Мне с моим ростом (176 см) сидеть снизу в кресле было уже неудобно. А если разложены две полки, то я там, в положении сидя, не помещался. На стенке мы видим «П»-образный кронштейн для предотвращения падения нашего тела вниз и полочку для мелочи. В эту выемку удобно поставить бутылку с водой, газеты или журналы, но вот телефон положить некуда. Либо вываливается, либо царапается. Вообще полка с металлическими бортиками не очень подходит для хранения гаджетов. Так что все под подушку.


Полка для багажа над входной дверью. Так, что тут у нас? Да это же столики! При этом сам объем полки весьма велик и все стандартные чемоданы туда влезут. Плюс есть место в ногах.


А тот столик оказался крышкой раковины. Это чисто европейская заморочка - они привыкли, что умывальник стоит в каждом купе! Можно долго спорить, удобно это или нет. Нам это просто непривычно. Думаю, большинство российских путешественников будет заваливать его вещами, и пользоваться умывальниками в туалетах. Розетка, как видите, тоже присутствует. В поезде обещают бесплатный вай-фай на всем протяжении маршрута. Мы, понятное дело, проверяли его до Бреста.


Нашлась и лестница на вторую полку. Думаю, вы уже догадались, как ее будут использовать?


Стоп-кран, молоток для разбивания стекла, динамик и регулятор кондиционера. Кстати хочу отметить прекрасную систему кондиционирования. Обратно я ехал в обычном купейном поезде - так там дышать было нечем. Тут идет постоянная смена воздуха. Поставив себе дома вентиляцию и систему мониторинга СО2, начинаешь обращать на это внимание везде.


По сравнению с привычными купе, здесь именно кровать, а не полка. Очень удобная и широкая. Вполне можно вдвоем расположиться.


А здесь испанские умельцы совершили просто спальную революцию - они предполагают спать головой к проходу, а не к окну! Отдельно хочу отметить холодный свет ночника. Неужели так было трудно поставить лампочку более теплого света? Кто ездил на Talgo в Испании - там также?


Поезд будет курсировать два раза в неделю, отправляясь с Курского вокзала Москвы по субботам и воскресеньям в 13:05 и прибывая на станцию Берлин Остбанхоф в 07:19 следующих суток (по местному времени). Из Берлина (ст. Берлин Остбанхоф) поезд будет отправляться по воскресеньям и понедельникам в 18:50 (по местному времени) и прибывать на Курский вокзал Москвы в 17:25. Таможенный и пограничный контроль начнется на станции Брест и будет проходить в течение 30 минут во время следования до границы одновременно со сменой ширины колеи. Обратный контроль, соответственно, в промежуток между границей и станцией Брест.


А за окном тлен российской глубинки...


И уже редчайшие кругломордные электрички.


В каждом поезде 20 вагонов (помимо расположенных в голове и хвосте технических вагонов, обеспечивающих функционирование систем жизнеобеспечения поезда):

  • 5 спальных вагонов второго класса (4 четырехместных купе и 1 двухместное купе – 18 мест в вагоне);
  • 4 вагона первого класса (6 двухместных купе - 12 мест);
  • 3 вагона 1 класса (2 двухместных VIP-купе, оборудованных душем и санузлом и купе второго класса для проезда пассажиров с ограниченными физическими возможностями с сопровождающими – 6 мест в вагоне);
  • 2 вагона VIP-класса (5 двухместных VIP-купе, оборудованные душем и санузлом - 10 спальных мест);
  • 2 вагона с местами для сидения первого класса (по 20 мест в каждом вагоне);
  • вагон-буфет;
  • вагон-ресторан.
Вагон-буфет. В дороге нас кормили той едой, которая будет предложена пассажирам. Нареканий нет.


Бар. Пока он пустой, но для 20-и часов дороги его наличие очень даже.


Это 4-х местное купе второго класса. Интерьер приближен к нашим купейным вагонам, только столик неприлично маленький.


Да потому что там раковина! Фрукты, овощи помыл, закуску нарезал, водку достал и едешь.


Это санузел из двухместного VIP-купе.


Входной холл вагона с купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, с сопровождающими.


В самом купе все предусмотрено для их безопасного и комфортного проезда.


Санузел купе для инвалидов - очень большой, с кучей устройств для максимального удобства пользования.


А вот так выглядят вагоны первого класса с сидячими местами. Они знакомы по поездкам в Нижний. Сидячего «эконома» нет.


Очень удобные сиденья. Каждому пассажиру полагается своя розетка!


Вы спросите - зачем нужны сидячие места на 20-часовой маршрут? Все просто - они предназначены в первую очередь для европейцев - тех, кто будет ездить между Белоруссией, Варшавой и Берлином на расстояния, проходимые за 3-6 часов. То есть это такой способ войти на рынок внутриевропейских перевозок.

Кстати, интересный факт: традиционно на поезда РЖД, которые курсируют в Европу, в сезон, почти всегда заранее выкупают дорогие купе, вип и первый класс. Сидячка и несколько СВ обычно остаются. Вот такие вот особенности.

Служебное купе для таможенной и пограничной службы. МФУ, весы, а на столике будет находиться машинка для считывания паспортов.


Поезд сертифицирован на 200 км в час, но на этом маршруте он чаще всего едет 140-160. Расстояние от Москвы до Берлина поезд будет преодолевать за 20 ч. 14 мин. (в настоящее время - 24 ч.49 мин), а от Берлина до Москвы – 20 ч. 35 мин. (в настоящее время -25 ч. 56 мин.). В дальнейшем, за счет модернизации инфраструктуры и оптимизации перецеплений локомотивов, можно будет выиграть еще пару часов. С локомотивами на европейской стороне вышло не очень. Из-за, скажем, политических игр, упрямства поляков и отсутствия у них нормальных локомотивов, приходится в Бресте цеплять польский локомотив, который довозит до Варшавы. Там его меняют на Сименсовский, который уже везет до Берлина. На Варшаве-центральной нельзя поменять локомотив, но нельзя НЕ остановиться там. А на Варшаве-восточном НУЖНО остановится, чтобы поменять локомотив. Варшава-западная так же требует остановки - там наибольший пассажирский трафик. Из-за этого мы имеем три остановки в Варшаве. Надеюсь, что удастся это оптимизировать и сократить время.


А теперь, самое интересное, сердце поезда - технический вагон. Здесь находятся все системы, которые обеспечивают жизнедеятельность, безопасность, связь этого поезда и т.д. Из-за низкого габарита вагона втиснуть все это хозяйство под пол вагонов нельзя, поэтому испанцы сделали два технических вагона. Оно и к лучшему, на мой взгляд. Дизель-генератор прямо. Слева внизу - воздушный компрессор, сверху - очистители и осушители воздуха.


Генератор. В составе штатно работают оба, но в случае поломки один запросто сможет снабжать весь поезд электричеством. Запаса дизельного топлива хватит на 15 часов работы зимой и 30 летом. Время зависит от температуры наружного воздуха.


Баки с водой и баллоны системы пожаротушения.


Рабочее место бортмеханика - управление и контроль всеми системами поезда. Так же вся телеметрия передается в режиме реального времени в Тальго.


Телефоны для поездной бригады.


Два спутниковых телефона - это последствия того, чтобы удовлетворить требованиям всех железных дорог, по которым едет состав.


Отечественная система мониторинга. Мне кажется, над интерфейсом надо еще поработать.


Система видеонаблюдения. Мы выбрали вагон, в котором две камеры.


А вагоны нарисовали обычные, купейные.


Из задней кабины можно посмотреть... назад.


В пути следования поезд будет делать остановки на станциях Смоленск, Орша, Минск, Брест, Тересполь, Варшава, Познань, Жепин, Франкфурт (Одер).


Составы Тальго уже несколько лет эксплуатируются в Казахстане, где зимние условия суровее, чем в нашей средней полосе. Каждая тележка обдувается теплым воздухом (около 38 градусов), чтобы предотвратить образование наледи в переводных устройствах. Тележки также оснащены рельсомагнитным тормозом, который работает при скорости выше 160 километров в час. Это было требование германских железных дорог.


Конструктивная концепция поездов Talgo во многом объясняется сложными условиями эксплуатации, которые зависят от топографических особенностей Пиренейского полуострова. Из-за них железные дороги Испании характеризуются большим числом крутых уклонов и кривых малого радиуса, что затрудняет обращение поездов большой длины и массы.

Фирменные технологии Talgo основаны на следующих принципах: короткие кузова вагонов облегченной конструкции, изготавливаемые в основном из алюминиевых сплавов; сочлененность нерасцепляемых между собой вагонов в составе поездов; опирание смежных вагонов на общие одноосные тележки, расположенные под узлами сочленения; независимое вращение колес на осях или на собственных полуосях; наличие устройств, обеспечивающих оптимальное положение колесных пар в рельсовой колее, и, наконец, небольшая высота кузовов для понижения центра тяжести. За счет всего этого достигаются улучшенные ходовые свойства вагонов и их оптимальная «проходимость». Все эти новшества обеспечивают малое воздействие на путь и возможность повышения скорости движения поездов.

Главная особенность тележек этого подвижного состава заключается в двух моментах. Во-первых, колеса на ней вращаются независимо друг от друга. И сама тележка закреплена в верхней части кузова, что позволяет последнему, как люльке, наклоняться в кривых. Все это обеспечивает большую скорость прохождения сложных участков. Во-вторых, это система смены колеи. Но о ней мы поговорим ниже.

Напомню, что российский электровоз ЭП20 является двухсистемным. Поэтому поезду не требуется смена локомотива в Вязьме, где находится стыковка двух систем тока в контактной сети: с запада, со стороны Смоленска, главный ход электрифицирован напряжением 25 кВ, переменный ток; с востока, со стороны Москвы - 3 кВ, постоянный ток.


В пробной поездке у нас, конечно, был неполный состав бортпроводниц. Сейчас РЖД и ФПК готовят сотрудников к работе на этом поезде.


Станция Смоленск.


Добро пожаловать в республику Беларусь!


Беларуская чыгунка.


Стриж, конечно, выглядит как инопланетный поезд. Очень непривычные для нас формы.


А вот такое применение я нашел лестнице на второй этаж. На этом «столике» так же можно разместить выпивку (нижний этаж) и закуску (верхний этаж). Но помните, распитие спиртных напитков, как и курение в поездках ФПК запрещено!


Добро пожаловать в Брест!


Мы прибыли на Варшавскую сторону. Далее состав уехал в депо, а мы, разместившись в гостинице, поехали смотреть на традиционную смену тележек.


А нам пора смотреть работу нового переводного устройства для смены ширины колеи на станции Брест Центральный.


Собственно, вот. Я стою на стороне 1520. За устройством - 1435.


Все работает на механике. Все участки разделены по цвету: желтый - это вывешивание тележек для перевода колесных блоков. Красные - отпирание и запирание замков. Зеленое - передвижка колесных блоков.


На все соприкасающиеся поверхности подается обычная вода. Для смазки.


Состав может проходить переводное устройство со скоростью не более 15 км/ч.


Под буксой находится «П»-образный профиль замка колесного блока (к нему еще пружинка подходит). Вот он и вытягивается «Т»-образным профилем, смонтированным на красной направляющей.


Вот еще ракурс.


Под тележкой, переведенной на 1435. Кстати, тормоза дисковые, но колодки прижимаются сбоку (т.е. снаружи и изнутри колеса). На фото как раз за рамкой электромагнитного тормоза видны внутренние колодки.


Тележка оснащена всевозможными датчиками контроля положения и состояния. Но главная защита - это кондовая механика, которая по сути неубиваемая. Погуглив, и поговорив с разными специалистами, я так и не нашел примеров случаев разрушения или перевода узла на ходу.

Станция контроля на период испытаний.


Скольжение тележки по направляющим.


Собственно, всё.


Система безопасности, помимо датчиков на тележке, представлена датчиками на самом устройстве. Эти концевики сработают, если механические замки останутся открытыми.


А если колесная пара не переведется, то она снесет этот датчик, вызвав разрыв цепи и срабатывание сигнала тревоги.


Огромное спасибо РЖД, ФПК и специалистам Talgo за интересную поездку и рассказ об этой системе.


Давайте подведем краткие итоги. Плюсы

  • Это самый быстрый поезд в Европу, и стоит он не намного дороже обычного РИЦа.
  • Удобные и широкие кровати.
  • Везде розетки.
  • Отличная система кондиционирования.
  • Все условия для лиц с ограниченными возможностями.
  • Гениальный механизм переобувки тележек.
  • Много разных скидок. Например, на день рождения можно поехать на 35% дешевле. Молодежи и людям старше 60 - скидка 30%. Почти наверняка, если едете не одни, можно попасть в какую-то из десятка скидок.
    Минусы
  • Спорный, слишком утилитарный дизайн интерьера. Правда, ФПК обещает оформить разные вагоны в стилистике разных городов по маршруту следования, но пока имеем, что имеем.
  • «Холодное» индивидуальное освещение в СВ.
  • Столики весьма непривычны.
  • Нельзя прислониться к окну.
  • Дороговизна относительно самолета. Вряд ли будут проблемы с наполняемостью (первые рейсы уже разобрали), но это не самый дешевый способ добраться до Берлина. Поездка «туда-обратно» без скидок в купе обойдется не меньше, чем в 18 тысяч рублей (цена привязана к текущему курсу евро и меняется каждый день).
Если кратко - не без огрехов, но поезд хороший. Еще бы его запустили при курсе в 43 рубля, то было бы супер.

Многие не понимают, зачем покупать билеты на поезд в Берлин и 20 часов проводить в дороге, когда можно за те же деньги и примерно за 2,5-3 часа долететь до немецкой столицы на самолете. Попробую объяснить.

1. В эту субботу, 17 декабря, РЖД запустили скорый поезд Стриж по маршруту Москва - Берлин. С переводом названия поступили просто - в России он "Стриж", за рубежом - Strizh. Выглядит состав так же, как и тот, который сейчас ходит в Нижний Новгород. Но это только на первый взгляд.

2. Увы, нельзя порадоваться за российского производителя и сказать, что Стриж - это детище Тверского вагоностроительного завода или Уральских локомотивов. Поезд является адаптированным к российским климатическим условиям проектом испанского Тальго 250, который с успехом используется на железных дорогах Европы, и даже в Казахстане. Чем больше я изучал состав, тем больше понимал, насколько он не похож на наши классические поезда дальнего следования.

3. Первое, что бросается в глаза - вагоны существенно короче и ниже. Длина одного вагона всего 13 метров: в два раза меньше нашего родного российского.

4. Все оборудование для работы состава спрятано не под полом, как это обычно бывает, а в двух технических вагонах. Они находятся в начале и в конце поезда. Короткие кузова вагонов облегченной конструкции, изготавливаемые в основном из алюминиевых сплавов, позволяют понизить центр тяжести. Нет здесь и привычных колесных тележек. На весь состав из 20 вагонов приходится 21 колесная тележка, с независимым вращением колес на собственных полуосях. То есть у каждого вагона всего по 1 (одной, Карл!) колесной паре.

5. Собственно, вот картинка. Колесные тележки располагаются под узлами сочленения вагонов. Получается, что с одной стороны вагон опирается на свою колесную пару, а с другой - на колесную пару следующего вагона. За счет всего этого вагоны могут проходить сложные участки и кривые быстрее, а воздействие на путь оказывается сильно меньше, чем у обычных тележек.

6. Хитрая система тяг доворачивает тележку в поворотах. Это позволяет свести к минимуму боковые нагрузки на колеса и уменьшить износ гребня об рельсы.

7. Чтобы избежать наледи в условиях российского климата, колеса обдуваются теплым воздухом (примерно 38 градусов).

8. Во время реконструкции депо Москва-Киевская специально для обслуживания Стрижей было оборудовано три отдельных пути. На фотографии - устройство для обточки, которое позволяет ремонтировать колеса без разборки тележек.

Это первый в России поезд, оборудованный системой автоматического изменения ширины колесных пар. Специально для этого поезда в Бресте создано переводное устройство. Таким образом, с колеи российского стандарта 1520 миллиметров на европейский 1435 миллиметров Стриж перейдет всего за 20 минут. Раньше эта процедура занимала порядка двух часов.

Кстати, существует распространенное мнение, что при выборе ширины колеи в России сыграл роль и военный аспект - отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию.

На самом деле, скорее всего ни о чем таком изначально серьезно не думали, а просто выбрали одну из существовавших в те годы моделей, которая тогда была популярна в США. Военное значение разницы колеи на сегодняшний день не очень велико - уже в середине XX века железнодорожные войска могли спокойно перешивать от 10 до 30 километров дороги в день. Ширина колеи не имела особого значения и потому, что отступавшие войска еще со времен Первой мировой нередко разрушали за собой пути. Для снабжения наступающих войск на территории противника часто строили специальные временные узкоколейки.

В Бресте пограничники никого не выпускали из поезда и проводили проверку документов прямо в движении. Поэтому снять процесс смены колеи состава мне не удалось. Кому интересно, рекомендую посмотреть репортаж на эту тему у Саши russos http://russos.livejournal.com/1355962.html

9. На фотографии видно, что вагоны Стрижа ниже нашего двухсистемного электровоза ЭП20 чуть ли ни на треть. Высота платформы для Стрижа в два раза меньше стандартных. Первый и последний вагоны поезда технические - в них нет пассажиров, только оборудование.

10. В технических вагонах находятся все системы, которые обеспечивают жизнедеятельность, безопасность и пожаротушение, связь этого поезда и так далее. Здесь установлены дизель-генератор, воздушный компрессор, системы очистки и подогрева воздуха. В составе штатно работают два генератора, но в случае поломки даже один сможет снабжать весь поезд электричеством. Запаса дизельного топлива хватает до 15 часов работы зимой и до 30 летом. Все зависит от температуры наружного воздуха. Выглядит очень аккуратно и даже в чем-то футуристично.

11. Не менее космическими выглядят и пассажирские вагоны.

12. Весь поезд имеет сквозной проход, при этом еврогабарит накладывает свои ограничения - все коридоры у́же, чем у "нас", и двум полным людям разойтись будет сложно. На фотографии в конце коридора складной стул и столик. Да, это место проводника. У него больше нет своего купе, где всегда можно было купить шоколадку «Аленка» и заказать чаек.

13. В каждом втором вагоне установлен кулер с горячей и холодной водой.

14. Варианты компоновки вагонов поезда.

15. Стандартное купе. В нишах стен спрятаны лежачие полки. Справа на дальнем плане - лесенка, чтобы забираться наверх. На полке сверху - раскладные столики для каждого кресла. Билеты в таком купе стоят от 10000 рублей.

16. Вид с другой стороны.

17. Если в разложенном состоянии полок такое купе и напоминает наши российские поезда, то на этом сходство заканчивается.

18. Вместо привычного столика - раковина с краном!

19. Сидячий вагон, самый дешевый вариант проезда - от 9000 рублей за место. Выдвижные столики из подлокотника, индивидуальные розетки, нормальное расстояние между сиденьями, подставки для ног, крючки для одежды - оснащение отличное.

20. Сидения удобные, похожи на бизнес-класс в самолете, но 20 часов провести сидя - это круто. На самом деле эти места предназначены в первую очередь для тех, кто будет ездить между Белоруссией, Варшавой и Берлином на расстояния, проходимые за 3-6 часов.

21. Двухместное СВ. Именно в таком "номере" я ехал до самого Берлина. Билет стоил 17000 рублей - за эти деньги выкупаются сразу оба места, и путешествуешь один. Проехать с соседом стоит примерно 13000 рублей за место.

22. Самолет или космический челнок, но никак не поезд)

23. В СВ тоже есть своя раковина.

24. Вариант с разложенными кроватями. Интересная особенность: если разложить кровать под силу каждому, то вот захлопнуть полку обратно в стену сможет только спортсмен. Нужно приложить кучу усилий, чтобы смялась подушка с одеялом, и полка вошла на свое место.
Зато это полноценная кровать. Широкая и длинная, в меру жесткая, как я люблю. С моим ростом 178, ноги и руки ни во что не упирались.

А вот ехать сидя с разложенными кроватями оказалось тесно - голова упирается в верхнюю полку. Поэтому либо лежать на кроватях, либо складывать полки и ехать сидя в креслах. Раскладную лестницу я использовал в качестве столика для ноутбука.

25. А это - семейное купе, с довольно странным компоновочным решением. Это два стандартных СВ, с дополнительной общей дверью (справа на фотографии).

26. Для всех перечисленных классов в каждом вагоне имеется один санузел. Его вполне достаточно, потому что вагоны маленькие, людей помещается немного. Тем более, что у всех есть свои раковины.

27. Но это еще не все. Есть места еще круче - это вагоны класса люкс, где в каждом "номере" есть свой туалет и душ!

28. Вуаля. Недаром билет в люксе стоит как перелет в Берлин бизнес-классом: 30000 с человека или 50000 за купе целиком.

29. Кроме отдельной кабинки с душем, люкс отличается от СВ наличием телевизора и сейфа. Также здесь есть небольшой столик. Просто столик, не раковина.

30. Посмотрим немного на детали. Стоп-кран, молоток для разбивания стекла, динамик и регулятор кондиционера. Стоит отметить, что в этом поезде я совсем забыл про слово "душно". Система воздухообмена работала идеально, поэтому и ночью спалось прекрасно.

31. Раковина хоть и небольшая, но ее вполне хватает, чтобы умыться, помыть фрукты/овощи.

32. Под раковиной спряталась микромусорка размером с три томика Войны и Мир.

33. Боковая ниша с 4 вешалками для верхней одежды и вместительная багажная полка, в углу которой лежат складные столики.

34. Решение спорное, так как при установленном столике уже ни встать, ни сесть в кресло не получится. Лично я доставал его только для того, чтобы сделать фотографию.

35. Так выглядит просторное купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

36. За дверью - гигантский санузел с душем, раковиной и унитазом.

37. Ну и наконец, главные тусовочные места поезда: вагон-ресторан и вагон-бар)

38. В одном вагоне сидячие места со столиками, в другом кухня и барная стойка.

39. Поезд будет курсировать два раза в неделю, отправляясь с Курского вокзала Москвы по субботам и воскресеньям в 13:05 и прибывая на станцию Берлин Остбанхоф в 07:19 следующих суток по местному времени.

Я долго вслушивался в речь репортера, а тот все сбивался и нес какую-то чушь. Потом оказалось, что он говорил по-польски)

40. Теперь несколько слов про саму поездку и ее рациональность. Зачем ехать на поезде в Берлин 20 часов, когда за те же деньги можно слетать на самолете в разы быстрее? Вопрос хороший, но на самом деле может легко возникнуть ситуация, когда такая поездка будет оправдана. Представим, что я в очередной раз еду на съемку железнодорожной выставки Иннотранс в Германию. Вставать в 3 часа ночи, ехать в аэропорт, куда-то лететь и потом еще целый день снимать - спасибо, не надо, такое я не раз проходил. Чтобы с утра быть готовым к работе и с полными силами приехать в Messe Berlin, нужно прилететь вечерним рейсом, заселиться в отеле, и выспаться.

В аэропорт я обычно добираюсь около двух часов и стараюсь приезжать за два часа до вылета. Сам перелет длится 2,5 часа. Все вместе, с прохождением таможенного контроля, получением багажа от дома до отеля выходит в 7-8 часов стабильно. То есть, чтобы в полночь уже спать в Берлине и утром отправиться на работу, из дома нужно выйти в 5-6 вечера.

Лично у меня дорога от дома до моего купе заняла 29 минут. Вышел я в 12:30. При этом не было процедур сдачи багажа, досмотра, стерильной зоны, ожидания посадки и так далее. Я зашел в вагон, сел и поехал. Получается, что потеря по времени уже не такая большая, всего часов пять. Зато какие плюшки! И за лишнюю ночь в отеле в Берлине платить не надо)

41. А по комфорту современный поезд гораздо лучше самолета, тут и говорить нечего. И нет бесконечных аэропортных очередей. Кто летал из Берлина или Франкфурта в Москву, меня поймут.

42. Даже небольшой перелет не сравнится по количеству беготни и суеты на минуту времени.

44. В поезде можно пообщаться с интересными людьми, зависать в ресторане, пить чай и вести неспешную беседу. В этой поездке я познакомился с замечательной парой: Юлией и Игорем. Они регулярно летают в Берлин к родственникам и впервые отправились в Германию на поезде. Юля рассказала, что она ждала этот поезд три года. Сроки запуска все время переносились. Она звонила, и писала письма в РЖД с вопросом, когда же запустят поезд. Приходили официальные ответы о том, что поезд проходит испытания, что прилагаются все усилия для скорейшего запуска нового состава. И вот Юля дождалась первого рейса)

45. Разговорились: "Мы все время куда-то спешим, бежим. Не позволяем себе пауз. У нас нет времени побыть наедине с собой, со своим любимым человеком. Посидеть в тишине, о чем-то подумать. Посмотреть в окно. Полет на самолете - это скорее телепортация, при этом зачастую сам полет занимает меньше времени, чем предполетные процедуры, а поездка на поезде - вот настоящее путешествие. А еще мы заказали в Германии кухонный сервиз, в Москве он стоит в 6 раз дороже. Вот как можно довезти домой сервиз в сохранности, как не на поезде?"

46. Я призадумался. Тем временем за окном мелькали российские пасторальки.

47. Вагон-ресторан не пустовал всю поездку. При этом публика была совершенно разной. От бизнесменов с дорогими часами до ребят в шлепках и спальных пижамах. Спросил у нескольких посетителей, почему они выбрали поезд. Кто-то хотел спокойно отдохнуть в пути, добравшись до Берлина без суеты аэропортов. Кому-то нужно было перевезти большой багаж. Двое сказали, что всегда ездят поездом, и не видят причин изменять привычкам. Первый рейс был полон под завязку - все билеты выкупили уже за пару недель до отправления.

48. Я успел несколько раз продегустировать местную кухню, и остался в полном восторге. Единственный нюанс первого поезда - в ресторане не успели отладить систему оплаты по картам. У меня было всего 500 рублей, которые я обменял на борщ. А дальше пришлось искать добрых людей, кто поменял мне 50 евро на рубли. Иначе пришлось бы до Берлина голодать, или искать бомж-пакеты по ларькам на коротких остановках в Орше или Бресте)

49. Кому интересно посмотреть меню и цены, нажмите на фотографию.


50. За осмотром поезда, обедом и беседами время пролетело быстро. Вечером мы были уже на минском вакзале.

51. Заявленный вайфай работал, но в интернет не пускал. Был еще один повод отдохнуть от работы и сети. Я смотрел кино и общался с Игорем и Юлей.

52. Из недостатков поездки хочется отметить медленное прохождение польской границы. Белорусы пропустили нас быстро, а поляки мурыжили и задержали поезд на час. В итоге удалось лечь спать только после паспортного контроля в 2 ночи. Из-за задержки в Берлин мы приехали с опозданием в 30 минут. Понятно, что с обкаткой поезда данные процессы будут отлаживать, оптимизировать и улучшать. А процесс смены колеи я даже не заметил.

В 7:40 воскресения я стоял на платформе вокзала Остбанхов. Под ногами был рассыпан реагент с мраморной крошкой. Полицейские проводили прочь дурнопахнущего и шатающегося бомжа. Какие-то гопники с разбитыми и пьяными лицами пытались со мной заговорить. Будто из Москвы и не уезжал)

Ну что, хотели бы на таком прокатиться?

Дмитрий Чистопрудов, фотоагентство Vostok . По вопросам проведения съемок пишите на электронную почту