Есть вопрос: «Почему русские пассажиры хлопают при посадке? Как к аплодисментам относятся окружающие.

Безобидная, на первый взгляд, привычка - хлопать после посадки самолёта - может привести к личной трагедии. На днях молодой человек из Атланты по имени Грег опубликовал в Twitter крик души.

Представьте: вам 31. Вы только что женились и отправились со второй половинкой в путешествие в медовый месяц. Самолёт приземляется на Бора-Бора, и ваша жена начинает хлопать. Она airplane clapper. Вы садитесь в самолёт, летящий в Америку, и больше не разговариваете.

Эта запись вызвала бурный отклик у пользователей Twitter. «Я не знаю, кто хуже: те, кто аплодирует после приземления, или те, кто делает это в кинотеатре после просмотра фильма», «Вы никогда не узнаете человека полностью, пока не увидите, как он ведёт себя в самолёте», - писали люди.

Вопрос, хлопать или не хлопать после приземления, до сих пор вызывает споры. На форуме Reddit есть сообщество Planeclappers , где пользователи делятся мнениями насчёт аплодисментов в самолёте и рассказывают о своём опыте. Вот некоторые из них:

  • «Мы пролетали над горами в Южной Калифорнии, и я подумал, что мы умрём из-за сумасшедшей . Похоже, мы падали пару раз, и одна леди практически стукнулась о потолок, потому что не пристегнулась ремнём безопасности. Когда самолёт приземлился, все хлопали, кроме меня и неё».
  • «Вчера мы вместе с моим молодым человеком ходили в парк, который находится рядом с аэропортом. Мы смотрели на взлётно-посадочную полосу. И каждый раз, когда садился самолёт, он вставал и приветствовал его!»
  • «Я летел в самолёте и испытал сильнейшую турбулентность в течение 20 минут до того, как мы приземлились. К моему удивлению, никто не хлопнул. Хотя был слышен коллективный выдох облегчения».

Почему пассажиры аплодируют

Причины разные. Часто хлопают те, кто возвращается на родину после долгого отсутствия, в том числе по ряду экономических или политических причин. Также люди проявляют радость от удачного приземления в сложных погодных условиях либо в случаях, когда на борту была какая-то техническая неисправность.

Бывает, что пассажиры хлопают без причины, даже если полёт и посадка прошли в штатном режиме. Замечено: те, кто совершает авиаперелёты часто, обычно не аплодируют. А вот пассажиры, выбирающиеся пару раз в год в отпуск, предпочитают «отблагодарить» пилотов.

По словам бортпроводников, чаще пассажиры аплодируют на международных рейсах. Намного реже - после посадки в европейских городах, где перелёты дешёвые и жители летают очень часто.

К слову, приземление - это ещё не гарантия того, что все опасности позади. В 2005 году в Торонто во время посадки самолёта авиакомпании Air France с несколькими сотнями пассажиров были сильная гроза и дождь. Воздушное судно с трудом приземлилось Passengers tell of harrowing escape , и люди начали хлопать. Но быстро поняли, что это преждевременно: самолёт съехал со взлётно-посадочной полосы в овраг и загорелся. Никто не погиб, но в числе пострадавших оказались и те пассажиры, которые аплодировали.

Как к аплодисментам относятся окружающие

Пилоты не слышат, что пассажиры хлопают. О том, что посадка прошла под аплодисменты, пилотам могут сообщить стюардессы. Но не всегда это воспринимается позитивно.

Есть пилоты What do airline pilots think of passengers who applaud after a landing? , которым приятно либо безразлично, что им хлопают.

Для меня это не имеет большого значения. Пассажиры не являются экспертами по авиаперелётам и не могут определить, насколько качественно прошла посадка. Но я никогда не откажусь от аплодисментов. Это всегда приятно, даже если иногда и незаслуженно.

Питер Уилер, пилот из Австралии

Но многих пилотов аплодисменты обижают. Они считают себя профессионалами высшей категории, а потому приземление - это не что-то из ряда вон выходящее, а обычная работа, которую они всегда стараются делать безупречно. Для пилота оскорбительно, когда пассажиры считают, что полёт на самолёте - это игра в рулетку.

Сами пассажиры относятся к традиции хлопать по-разному. Кто-то

Вероятно, вы тоже становились свидетелем аплодисментов в самолете после успешной посадки. Это случается далеко не всегда, но зачастую каждый попадал на подобный рейс.

Сложно сказать, откуда пошла такая традиция. Одни говорят, что она пришла с Запада, и в массовом порядке наши люди «захлопали» только после 90-х, когда стали чаще выезжать за рубеж и увидели, как там это делают. Другие утверждают, что аплодировать начали еще с советских времен, когда информация об авиакатастрофах и прочих происшествиях в воздухе перестала быть государственной тайной и вышла в массы.

С одной стороны, пассажиры таким образом выражают радость и облегчение от того, что полет завершился успешно. С другой стороны, аплодисменты служат своеобразной благодарностью пилоту за удачную и мягкую посадку (если она действительно была мягкой). Но что думает сам пилот об этой традиции? Об этом рассказывает канал «Пилот самолёта «. Далее текст от первого лица.

***

Разбираемся, почему нельзя аплодировать после посадки самолёта.

Потому что большинство пассажиров не знают, что посадка самолёта заканчивается не тогда когда шасси касается взлётно-посадочной полосы, а только тогда когда объявляет это командир.

Напомню случай, в 2006 году в Иркутске самолёт после посадки не смог затормозить и врезался в железные строения. Люди сразу хлопали после посадки, но удачно полёт не закончился.

Подождите когда объявят, что посадка завершена. Тогда и аплодируйте, но должен вас разочаровать. Мы вас не услышим , потому что двери бронированные и практически ничего не слышно между салоном и кабиной пилотов.

Все восторженные хлопки слышат только бортпроводники и вы! Поэтому если вы хотите поблагодарить пилотов за полёт, сделайте одну простую вещь — будьте пристегнутыми до остановки самолёта. Для нас ваша безопасность — это лучшая благодарность.

Почему пассажиры хлопают пилотам после приземления самолёта и когда зародилась эта традиция. За ответом мы обратились к пилоту с большим стажем и к психологу, который работает с аэрофобами. Ответ на этот вопрос оказался довольно неожиданным:

Олег Смирнов, пилот с 40-летним стажем:

На самом деле всё не так, как вы думаете. Привычка хлопать после посадки свойственна не только туристам из СНГ, наоборот, эта традиция пришла к нам с Запада. В массовом порядке хлопать нам стали только после 90-х, когда люди начали выезжать за рубеж и увидели, как там это делают.

И в советское время пассажиры иногда хлопали, но только когда посадка проходила в каких-то сложных погодных условиях или когда полёт был связан с какими-то трудностями. Тогда - да, бывало.

Открою секрет: пилоты не слышат, что вы хлопаете в салоне, они отделены от вас бронированной дверью, но бортпроводники всегда докладывают: посадка прошла хорошо, пассажиры довольны и аплодировали. Нам, конечно, это приятно, как любому человеку, который хорошо выполнил свою работу и которого оценили по достоинству.

Татьяна Волкова, психолог, работающий с аэрофобами:

Единой версии о том, откуда появилась традиция хлопать в ладоши после посадки, не существует. Самой правдоподобной можно считать следующую: особенно популярной эта традиция стала в 90-е, когда информация об авиакатастрофах и прочих происшествиях в воздухе перестала быть государственной тайной и вышла в массы. Само собой, народ впечатлялся и… радовался.

Хлопать после посадки - это почти то же самое, что сказать «спасибо, было очень вкусно» после ужина в ресторане. Пилоты, равно как и повара, этого не услышат и узнать о реакции благодарных пассажиров могут только от бортпроводников. Соответственно, хлопая, мы делаем это не столько для них, сколько для себя.

Можно заметить, что сразу после посадки раздаётся не шквал аплодисментов. Всегда есть два-три солиста, которые начинают первыми, а к ним уже присоединяются другие пассажиры. Рискну предположить, что эти солисты в той или иной мере боятся летать и их напряжение достигает пика при посадке. Люди в стрессе, им нужно срочно выпустить эмоции. Сделать что-то эксцентричное, например закричать, пуститься в пляс и тому подобное, вроде не комильфо. А поблагодарить пилотов и экипаж - самое оно. В пользу этого объяснения говорит и то наблюдение, что хлопают чаще всего на чартерных рейсах. Ведь чартерами пользуются по большей части те, кто летает раз-два в год в отпуск и, соответственно, особенно сильно нервничает с непривычки.

Большинство пассажиров из России хлопает в ладоши, когда приземляется самолет, в котором они летят. Как выяснилось в ходе опроса более 5 тысяч человек, проведенного туристическим сервисом Туту.ру, 52% признались в том, что хлопают. Из них 37% хлопают всегда и для них это способ поблагодарить пилота за мягкую посадку: пугающее количество, кстати, коррелирующее с количеством аэрофобов в обществе. У 15% мозг поражен еще не полностью и у них есть шанс: они признались, что хлопают, но не всегда, а когда есть настроение.

26% заверили, что сами не хлопают, но спокойно относятся к аплодисментам остальных пассажиров. А 22% оказались противниками этой традиции: сами не хлопают и раздражаются, когда это делают соседи. Для них аплодисменты - это что-то наравне . Почему хлопать - позорище? Есть 4 аргумента.

Смысла хлопать сразу же после касания полосы при посадке нет никакого. Во-первых, пилоты в подавляющем большинстве случаев этих аплодисментов просто не слышат, поэтому «благодарности за мягкую посадку» не ощущают. Есть легенды о том, что при особо буйных аплодисментах о них потом пилотам рассказывают бортпроводники, но это не точно 😉

Во-вторых, благодарить рано. Из пассажирского салона не очень хорошо видно, в какой части полосы вы ее коснулись - а вдруг с «перелётом» и вы сейчас выкатитесь за пределы ВПП? Или реверс сработает только на одном двигателе и самолет развернет?

В-третьих, кого благодарить? Разработчиков электронных систем точного захода, например, ILS или ? В том, чтобы снижаться по глиссаде в автоматическом режиме, а в конце не промахнуться мимо полосы, нет никакой магии: можете сами сходить на какой-нибудь и убедиться. Понятно, что при плохой видимости и сильном ветре сесть сложнее, но так и пилоты не первый раз в кабине сидят и, опять же, никакого волшебства нет, есть четкое выполнение процедур. Некоторые пилоты даже обижаются - мол, хлопают за то, что я не угробил самолет. Вот если пассажир, впервые увидевший штурвал, посадит самолет - это будет и вправду чудо, достойное оваций.

В-четвертых, в ряде случаев посадка намеренно делается с «прикладыванием» о полосу - например, если покрытие влажное, то это увеличивает сцепление пневматиков (шин) с асфальтом или бетоном. Мы не пишем «жесткая», потому что слово «жесткая посадка» имеет вполне конкретное значение - при ней имеет место повреждение самолета. Как минимум в виде остаточной деформации, не говоря уже о более серьезных последствиях типа подлома стоек шасси и т.п. Речь именно об ощутимом толчке при касании полосы - и пилоты иностранных компаний обычно сажают именно так; незаметное касание больше характерно для российских и советских традиций обучения летчиков. Впрочем, разница весьма условна: «у них» нормальной считается перегрузка 1,4-1,5g, «у нас» - 1,2-1,3. Никакой практической пользы в меньшей перегрузке нет - тут дело, скорее, в истории. На старых советских аэродромах покрытие ВПП имело невысокую прочность, поэтому и касаться старались мягче, и стойки шасси имели по множеству колес, чтобы вес самолета распределялся по большей площади.

Вспомните: у Ту-154 были шестиколесные стойки, как у «Боинга-777», у которого посадочный вес в три раза больше. Кроме того, на современных самолетах перегрузка при касании просто необходима, так как требуется обжатие стоек шасси (грубо говоря, срабатывание на сжатие) - по соответствующему сигналу включается автомат тормозов, выпускаются спойлеры на крыле и т.п., в то время как на старых типах все это делалось вручную. Так что слишком мягкая посадка даже опасна.