История особняка. История усадьбы голицыных Особняк на волхонке история

Усадьба Голицыных

Старинная усадьба на Волхонке, с XVIII века принадлежавшая князьям Голицыным - свидетель многих культурных и исторических событий Первопрестольной. Её ансамбль состоит из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот. Дом, построенный на переломе от барокко к классицизму, был возведен по проекту русского архитектора, работавшего по большей части в Санкт-Петербурге, Саввы Чевакинского, автора военно-морского собора в Санкт-Петербурге. Впоследствии здание неоднократно перестраивалось. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных - единственное, что дошло до наших дней в своём первоначальном виде.

Купил владение М. М. Голицын (младший), президент Адмиралтейств-коллегии. (Этим, вероятно, и обусловлена связь между заказчиком усадьбы и Саввой Чевачинским, активно сотрудничавшим с Адмиралтейским ведомством.) Ко времени покупки участка на нем стоял большой сенной шалаш, построенный на месте каменных палат, показанных еще на так называемом «Петровом чертеже» конца XVI века. Шалаш этот снесли, а при строительстве дома Голицына, возможно, была использована часть стен древних палат. В нетронутом виде до наших дней дошли ворота. Два их пилона, соединенные плавной аркой, обработаны рустованными лопатками и завершены многоступенчатым аттиком, где помещался каменный герб князей Голицыных. С двух сторон к ним примыкают каменные калитки с таким же, как у ворот, ступенчатым завершением. Ворота, как и фасад главного дома, обращены в переулок.

Усадьба была обращена в переулок, куда и сейчас выходят массивные ворота. План усадьбы был характерен для первой половины XVIII века: в глубине ее находился дом, отделенный от красной линии парадным двором - курдонером с цветником в середине, по обеим сторонам дома стояли флигеля. Вся усадьба окружалась забором. Сначала забор был глухим, каменным, только в конце XIX века его оставшуюся часть заменили кованой решеткой между рустованными столбами. Первый этаж правого флигеля сохранил на торцевом фасаде, выходящем в переулок, декоративную барочную обработку в виде филенок, в которые и помещены окна. Фасад же, обращенный к главному дому, в 70-х годах XVIII века полностью переделан . От левого флигеля осталась лишь небольшая двухэтажная часть, и то сильно перестроенная во второй половине XIX века.

Главный же дом в середине XVIII столетия представлял собой двухэтажный массивный объем с ризалитами, равно-денными как с главного, так и с дворового фасада, по-видимому, с одинаково декорированными сложной формы наличниками окон и, возможно, филенками. Но в таком виде дом прожил недолго - примерно лет 13.После смерти владельца усадьба перешла к его сыну, тоже Михаилу Голицыну. С этим владельцам связано пребывание в доме императрицы Екатерины II
Заключив Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией, Екатерина II собиралась на торжественные празднества в Москву. Помня о бытовых неудобствах Кремля и у не желая останавливаться в нем, 6 августа 1774 года она обратилась в письме к М. М. Голицыну с вопросом: «…нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома… или же… не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное (строение)». Естественно, М. М. Голицын предложил свой дом. Тогда же под руководством Матвея Казакова был сделан проект Пречистенского дворца, в который вошел дом Голицына, дом Долгорукова (№ 16) и обширная деревянная часть на месте нынешней автозаправки. Входящие в состав дворца дома были соединены переходами, а позади главного дома появился деревянный корпус с тронным и бальным залами, гостиная и церковь. Екатерина II пробыла в усадьбе почти год.

Что касается дома 14, то Казаков сохранил весь объем дома Голицына, расширив только в сторону Волхонки левый дворовый ризалит, и устроил в верхних этажах обоих ризалитов антресоли (окна их видны и сейчас). Представитель эпохи классицизма, М. Ф. Казаков наделил фасад дома его непременными чертами: в центре был выделен шестипилястровый портик торжественного коринфского ордера, завершенный плоским гладким фронтоном. В средней части портика ритм пилястр прерван: три высоких окна с полуциркульной аркой над средним окном второго, парадного, этажа и нарядные филенки над окнами первого этажа объединил широкий балкон. Его изящные парапеты с вписанными в круги цветками и сейчас украшают главный, восточный фасад дома. Более скромный балкон симметрично расположен на дворовом, западном фасаде. Таким образом была достигнута особая выразительность в архитектуре особняка. А оставшиеся от барочной постройки ризалиты оживляли объем дома, создавали богатую игру света и тени на фасаде.

В 1812 году усадьба стала свидетелем войны с Наполеоном. Тогда здесь разместился штаб наполеоновского генерала Армана Луи де Коленкура, который до начала войны служил послом Франции в России. Он был лично знаком с Голицыным, а во время пожара именно благодаря его усилиям и усилиям слуг Голицына, оставшихся в доме, усадьбу и соседние здания удалось спасти от огня.

Стены дома повидали многих именитых людей. На роскошных балах, устраиваемых в усадьбе Голицыных, в своё время не раз появлялся и А. С. Пушкин. Поначалу он даже собирался обвенчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви князя Голицына, однако в итоге обряд венчания был устроен в приходской церкви невесты у Никитских ворот.

В конце XIX века левый флигель был переоборудован под меблированные комнаты и сдавался квартирантам, получив название «Княжий двор». Здесь жили А. Н. Островский, яркие представители ведущих социально-философских движений того времени - западничества и славянофильства - Б. Н. Чичерин и. С. Аксаков, подолгу останавливались в «Княжьем дворе» также В. И. Суриков, А. Н. Скрябин и. Е. Репин, а в 20-х годах XX века в одной из квартир поселился Б. Л. Пастернак.

Голицыны из поколения в поколение собирали западную живопись, и часть знаменитого когда-то музея Голицынской больницы вошла в домашнее собрание князя Сергей Михайловича, которое затем пополнилось его племянником, дипломатом Михаилом Александровичем. Тогда в пяти парадных залах дома разместился бесплатный музей, где выставлялись редчайшие картины и книги. Однако вскоре новым владельцем дворца стал Сергей Михайлович (второй), который продал всю художественную часть коллекции петербургскому Эрмитажу.

Перейдя в ведение ГМИИ им. Пушкина в коне XX века, здание было реконструировано, сегодня здесь располагается выставочный корпус Галереи искусств стран Европы и Азии XIX - XX веков.

Со дня своего основания Институт располагается в бывшей усадьбе князей Голицыных - здании, построенном в XVIII веке и уцелевшем во время пожара 1812 года. Этот особняк, находящийся под охраной государства как памятник зодчества, - свидетель многих событий в истории и культуре нашей страны; важнейших философских и научных дискуссий последнего столетия; в его историю вписаны имена выдающихся отечественных мыслителей, ученых и общественных деятелей, писателей и поэтов, композиторов и художников. В его стенах с конца XIX века работали Московская консерватория и Московский городской народный университет имени А.Л.Шанявского, высшие и средние учебные заведения, ряд академических институтов, общественных объединений. Дом на Волхонке, 14 стал неотъемлемой частью научно-гуманитарной культуры Москвы, своего рода символом отечественной философии.

В 1775 г. голицынский дворец на Волхонке был превращен в резиденцию Екатерины II на время ее пребывания в Москве. Просвещенная императрица поддерживала активное общение с ведущими философами своего времени Вольтером и Дидро, стремилась в своей деятельности следовать идеалу «философа на троне».

Поэт и мыслитель, издатель и публицист, «пламенный боец славянофильства», бывший глава московского Славянского комитета и Общества любителей российской словесности, И.С.Аксаков скончался в доме на Волхонке, 14, за своим рабочим столом, редактируя очередной номер газеты «Русь» 27 января 1886 г.

В 1834 г. в доме на Волхонке побывал молодой А.И.Герцен, вызванный к попечителю московского учебного округа князю С.М.Голицыну. Отстаивая свои антикрепостнические убеждения, Герцен, в частности, отвечал князю, что Екатерина II, которую помнят стены этого дома, «не велела своим подданным зваться рабами».

В середине 80-х годов XIX века на квартире у И.С.Аксакова часто бывал выдающийся русский философ Вл.С.Соловьев, автор газеты «Русь» и участник философских дискуссий в доме на Волхонке.

В 80-е годы XIX века в доме на Волхонке одновременно квартировали яркие представители двух ведущих направлений русской социально-философской мысли того времени - западничества и славянофильства - Б.Н.Чичерин и И.С.Аксаков. Годы жизни на Волхонке оказались особенно плодотворными для Б.Н.Чичерина как ученого и общественного деятеля: в этот период он был избран на пост московского городского головы, написал книгу «Собственность и государство», продолжал работу над главным научным трудом своей жизни - многотомной «Историей политических учений».

В 20-е годы XX века в квартире № 9 дома на Волхонке, 14 жил Б.Л.Пастернак. В молодости будущий великий поэт был всерьез увлечен философией - учился на философском отделении Университета, а в 1912 г. ездил на стажировку в Германию к проф. Г.Когену, лидеру марбургской школы неокантианства. Знаменательно, что именно философские занятия в Марбурге помогли Пастернаку осознать свое поэтическое призвание. Путь Пастернака - яркое свидетельство плодотворной взаимной дополнительности научно-философского и художественно-творческого постижения мира.


Волхонка 14

Старинная усадьба по улице Волхонка, 14, фасад главного дома которой выходил в Малый Знаменский переулок, с XVIII столетия принадлежала семейству князей Голицыных.

Ансамбль этой городской усадьбы сегодня составляют княжеский особняк, правый флигель да забор с въездными воротами.

Фото 1. Главный дом усадьбы князей Голицыных

Главный дом, который был построен в годы перехода московской архитектуры со стиля барокко к классическим формам, был построен по проекту архитектора Саввы Ивановича Чевакинского, который больше известен своими строениями в Санкт-Петербурге.

В дальнейшем усадебный комплекс не раз перестраивался, и с той поры в неизменном виде дошли до наших дней лишь массивные ворота, украшенные княжеским гербом рода Голицыных.


Фото 2. Городская усадьба расположена по улице Волхонка, 14, а ее

парадный вход обращен в Малый Знаменский переулок, 1

Первым хозяином владений из этой известной семьи стал генерал-адмирал Михаил Михайлович Голицын (меньший), который служил в тогдашней столице на Неве в качестве Президента Адмиралтейств коллегии. Это, скорее всего, и стало причиной привлечения к строительству санкт-петербургского зодчего.

На момент покупки на этом месте располагался внушительный по размерам сенной шалаш, который возвели на месте древних каменных палат, которые были обозначены еще на «Петровском чертеже» конца шестнадцатого века. Скорее всего, архитектор Чевакинский использовал древние стены при строительстве главного дома Голицыных.

Фото 3. Парадные ворота Голицынской усадьбы на Волхонке

По первоначальному проекту особняк представлял собой массивный объем высотой всего в два этажа с устроенными ризалитами: как со стороны главного входа, так и со стороны внутреннего двора. Оформлены они были в едином стиле и декорированы изысканными наличниками оконных проемов, а также филенками.

Два пилона ворот соединили главной аркой и декорировали рустованными лопатками. Завершались они в виде многоступенчатого аттика, на котором был размещен герб княжеской семьи Голицыных, вытесанный из камня.

С двух сторон от ворот были устроены каменные калитки, столбы которых поверху завершали те же многоступенчатые аттики.

Ворота и фасад главного входа были обращены в Малый Знаменский переулок.


Фото 3. Правый флигель усадьбы со стороны парадного двора

Стоит отметить, что план Голицынской усадьбы по Волхонке, 14 был характерен для городских усадеб первой половины XVIII столетия: в глубине размещался особняк, удаленный от «красной линии» улицы парадным двором (курдонером) с обязательным цветником по центру. По обеим сторонам выстраивались два боковых флигеля.

Обязательным был и глухой каменный забор, который окружал весь участок. Правда, в усадьбе Голицыных его заменили к концу XIX века коваными решетками, которые находились между устроенными специально для них рустованными столбами.

Первый этаж бокового правого флигеля до наших дней сохранил с торца, выходящего в переулок, элементы барочной обработки оконных проемов в виде филенок. Фасад постройки, который выходил на главный дом, в 1770-х годах переделали по проекту Матвея Федоровича Казакова, как и левый флигель, который после был кардинально перестроен в конце девятнадцатого столетия.


Фото 4. Правый флигель усадьбы со стороны переулка хранит стиль,

в котором по проекту архитектора Чевакинского были сделаны все здания

Участие Казакова в реконструкции дома случилось уже при сыне Михаила Михайловича Голицына, тоже, кстати, Михаиле, и связана с пребыванием в Первопрестольной императрицы Екатерины Второй.

После заключения с Турцией Кючук-Кайнарджийского мира, царствующая особа собралась в Москву для проведения торжественных празднеств. Не желая останавливаться в , она обратилась к М.М. Голицыну и задала вопрос: «… нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома … или же … не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное ».

Естественно, Михаил Голицын предложил для проживания свой дом по улице Волхонка, 14, для чего и нанял зодчего Матвея Казакова. Пречистенский дворец для императрицы включал в себя особняк самого Голицына и обширный соседний участок с домом Долгорукова (Волхонка, 16) и место под нынешней заправкой.

Что касается самого особняка, то архитектор Казаков сохранил в неизменном виде практически весь объем голицынского дома, лишь расширив один из дворовых ризалитов в сторону улицы Волхонки, а также добавив к обоим антресоли.

Качественные изменения пришлись лишь на декор фасадов усадьбы Голицыных, после чего она и приобрела свои классические формы.

В центре здания особо выделили шестипилястровый портик коринфского ордера, который завершался гладко оштукатуренным плоским фронтоном. В его средней части ритм пилястр прерывали три высоких оконных проема, причем над средним, расположенным на втором уровне, была устроена полуциркульная арка. Окна первого этажа украшали нарядные филенки.

Таким стал главный дом усадьбы Голицыных на Волхонке, 14 после реализации проекта зодчего Казакова. От былого стиля барокко остались лишь ризалиты, но и они служили для оживления фасада, создавая на нем некую игру света и тени.

История дома связана с пребыванием в нем во время войны 1812 года штаба Армана Луи де Коленкура - французского генерала, который до нападения Наполеона на Россию являлся послом Франции в нашей стране. По долгу службы он задолго до этих событий был знаком с Голицыным, и, по правде сказать, эта усадьба не пострадала лишь усилиями обоих, а также голицынских слуг, отстоявших усадебные здания от огня.

В разные годы в этих стенах побывали многие знаменитости, среди которых был и Александр Сергеевич Пушкин. Он даже намеревался венчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви хозяина, но в итоге эти торжества состоялись в у Никитских ворот, который был приходским для семьи невесты.

История этого дома связана и с революционными событиями в России в 1905 году и после 1917.

В июле 1905 года здесь проходил съезд земских и городских деятелей, участники которого провозгласили себя учредительным собранием и создали некое временное правительство. В тогдашней столице знали об этом, но особых препятствий не чинили: в самом начале сходки сюда явилась полиция, составила обязательный в таких случаях протокол и в завершении предложила всем разойтись. Требования не выполнили, полиция ушла, но и делегаты дозаседав разошлись без всяких последствий для себя и страны в целом.

Усадьба князей Голицыных музейного городка Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина за три века своей истории неоднократно меняла облик. Автором первоначального проекта был известный петербургский архитектор Савва Чевакинский. В 1774 году усадьба была перестроена и стала центральной частью Пречистенского дворца, вооруженного по проекту Матвея Казакова для Екатерины II.

Стены этого дома повидали многих именитых людей. На роскошных балах не раз появлялся А.С. Пушкин. Александр Сергеевич даже собирался обвенчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви князя Голицына, однако обряд венчания был устроен в церкви Вознесения Господня у Никитских ворот. В 1877 году в главном доме поселился Александр Николаевич Островский. Здесь он закончил пьесу «Последняя жертва», написал «Бесприданницу», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники». В 1885 году соседнюю квартиру занял Иван Сергеевич Аксаков — один из лидеров славянофильского движения.

В 1865 году в пяти залах главного дома усадьбы Голицыных открылся бесплатный музей, состоявший из семейных коллекций. В музее было три раздела: западноевропейская живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство; античные памятники; библиотека. В живописном собрании хозяев дома были представлены работы Брейгеля, ван Дейка, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Перуджино, Пуссена, Рембрандта. Через год, в связи с финансовыми трудностями, коллекция музея была продана Эрмитажу. После революции, в конце 1920-х годов, главный дом усадьбы стал Коммунистической академией; его надстроили двумя этажами, в результате чего был утрачен фронтон. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных — единственное, что дошло до наших дней в своем первоначальном виде.


После завершения реконструкции в бывшем здании центрального корпуса усадьбы Голицыных откроется Галерея искусства импрессионистов и постимпрессионистов, в которой будут экспонироваться произведения выдающихся мастеров второй половины XIX — начала XX века: Мане, Моне, Ренуара, Дега, Писсарро, Сезанна, Гогена, ван Гога, Матисса и фовистов, Пикассо и кубистов, происходящие из коллекций знаменитых дореволюционных московских коллекционеров С.И. Щукина и И.А. Морозова.

Городская усадьба расположена по улице Волхонка, д. 14, а ее парадный вход обращен в Малый Знаменский переулок, д. 1.

Режим работы:

  • среда-воскресенье — с 13:00 до 22:00;
  • понедельник, вторник — выходной.

Об этом старинном здании мне писать легко и трудно одновременно. Почти 15 лет я проработала в его стенах, где до 2015 года располагался . Этот дом поражал одновременно и своими роскошными интерьерами в старой части, и отталкивающей безликостью и ветхостью надстройки советского времени. Сейчас, после переезда института, усадьба князей Голицыных на Волхонке стала частью Музейного городка . В 2017 году начнутся реставрационно-восстановительные работы, после чего в этих стенах откроется музей.

Первым владельцем усадьбы был флотоводец, президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын-младший (1684-1764), сподвижник Петра Великого. Долгое время он жил в основном в Санкт-Петербурге, а в Москву смог вернуться только в царствование Анны Иоанновны.

В 1738 году он приобрел усадьбу поблизости от Колымажного (Конюшенного) двора. На их месте в 1912 году был построен Музей Изящных искусств, ныне Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

♦ По истории и архитектуре этого района:

Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

В то время на территории усадьбы уже стоял одноэтажный каменный дом. По всей видимости, именно его и именовали «Сенной шалаш». В 1759-1766 (по другим данным, в 1756-1761) годах дом был перестроен и надстроен по проекту петербургского архитектора Саввы Ивановича Чевакинского (1709 или 1713 – между 1772 и 1780) при участии И.С.Мергасова и И.П.Жеребцова. Главный дом, как и во многих других московских усадьбах первой половины XVIII века, располагался в глубине участка. В то время он представлял собой двухэтажное массивное здание с ризалитами со стороны фасада и двора.

Изящные въездные ворота с калитками по обеим сторонам были построены в 1768-1770 годах. Ворота венчает высеченный из камня герб Голицыных с «просечной» короной над княжеским щитом. В Воротную решетку вплетен вензель PMG - «принц Михаил Голицын».

Ворота усадьбы Голицыных в Малом Знаменском переулке

С двух сторон от главного дома были построены флигели, дошедшие в перестроенном виде до наших дней. Со стороны Малого Знаменского переулка сохранилась старая часть флигеля в переходном от барокко к классицизму стиле, при реставрации она была выделена белым цветом.

Флигели усадьбы Голицыных

Первоначально усадьбу окружал глухой забор, который в конце XIX века был заменен на изящный кованный.

Пречистенский дворец и тайный брак Екатерины Великой

Новый этап строительства связан с пребыванием в Москве в 1775 году императрицы Екатерины Великой по случаю заключения с Турцией Кючук-Кайнарджийского мира. В Кремле императрица останавливаться не желала, и потому в 1774 году она обратилась с просьбой к Михаилу Михайловичу Голицыну (1731-1804, сын М.М.Голицына) с просьбой подыскать ей поблизости от Кремля жилье:

… нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома … или же … не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное.

Естественно, Голицын предложил ей собственный дом, который специально для этих целей был перестроен архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым . В целом, Казаков сохранил первоначальный объем дома, расширив лишь один из дворовых ризалитов, выходившего в сторону Волхонки и надстроив антресоли.

Фасады были декорированы в классическом стиле. Центр здания выделял шестипилястровый портик коринфского ордера, с гладко оштукатуренным плоским фронтоном. Три средних окна были большими по размеру, на втором этаже был устроен балкон с изящными парапетами. Похожий, но поменьше, располагался и на западном, дворовом фасаде. Между портиком и ризалитами располагались входы, главным из которых в то время был правый.

Усадьба Голицыных со стороны двора

Из входа можно было попасть в парадный вестибюль, сохранившийся до наших дней. К сожалению, великолепная овальная парадная лестница не сохранилась. Лишь в помещении институтской библиотеки можно было увидеть нарядный свод, некогда располагавшийся над лестницей.

Потолок в Библиотеке Института философии РАН

Двор перед главным усадебным домом был торжественно оформлен, в центре него была устроена большая клумба.

Клумба в центре усадебного двора

Поскольку улица Волхонка в то время называлась Пречистенкой, то и дворец получил название Пречистенского. Помимо Голицынского дома, в него были включены соседние усадьбы: Лопухиных (Малый Знаменский пер., 3/5 строение 4), Голицыных–Вяземского–Долгоруких (Малый Знаменский пер., 3/5, строение 1), Долгоруких (ул. Волхонка, 16). Все эти дома были соединены деревянными переходами.

Французский посланник Мари Даниель Буррэ де Корберон (1748-1810) оставил такое описание Пречистенского дворца:

Теперешний дворец, недавно выстроенный, представляет собою совокупность многих отдельных, деревянных и каменных домов, весьма искусно соединенных. Вход украшен колоннами; за прихожей следует большой зал, а за ним – другой, где Ее Величество принимает иностранных послов. Затем следует зал, еще больший, занимающий всю ширину здания и разделенный колоннами на две части: в одной – танцуют, в другой – играют в карты.

Парадные покои императрицы располагались в доме Голицына. Оттуда по теплой лестнице можно было попасть в большой деревянный корпус, где располагались Тронный зал, Бальный зал, Гостиная и церковь. С улицы сюда вел крытый подъезд с пандусами.

План Пречистенского дворца. Чертеж 1774-1775 годов, копия XIX века. Источник: Памятники архитектуры Москвы. Белый город

Строительство Пречистенского дворца, на котором под началом Казакова работали «тысячи рук» продолжалось 4 месяца. Сама императрица о своем новом дворце отзывалась так:

…Опознаться в этом лабиринте премудреная задача: прошло часа два, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет, беспрестанно попадая не в ту дверь. Выходных дверей многое множество, я в жизнь мою столько не видала их. С полдюжины заделано по моему указанию…

Тем не менее, работой архитектора Екатерина осталась довольна, поручив Казакову строительство Петровского дворца и здания Сената в Кремле.

С Пречистенским дворцом связана весьма романтическая история. Соседний усадебный дом первоначально принадлежал Лопухиным, родственникам Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Затем он был подарен матери князя Григория Потемкина. В действительности же там жил сам князь, тайный супруг императрицы Екатерины Великой. Из Голицынского дома в дом Лопухиных вела отдельная дверь.

12 июля 1775 года в доме Голицыных 46-летняя Екатерина родила дочку, которую назвали Елизаветой Темкиной и отдали на воспитание в семью графа Самойлова, племянника Потемкина.

Для цесаревича Павла Петровича выделили помещения в усадьбе Долгоруких; с 1819 до 1918 года — Первая мужская гимназия (Первая городская/губернская гимназия).

Бывшая усадьба Долгоруких — Первая мужская гимназия

Екатерина не любила Москву, и вскоре после окончания торжеств покинула Первопрестольную. В 1779 году деревянный корпус был разобран и перенесен на Воробьевы горы, где его заново собрали на фундаменте старого дворца, построенного Василием III. Императрица там ни разу не была. В усадьбе Голицыных на его месте построили флигель в классическом стиле, который дошел до наших дней.

Голицынский дом в конце XVIII века был вновь переделан по проекту архитектора Родиона Родионовича Казакова (однофамильца знаменитого архитектора). В этом виде он и вошел в альбом лучших зданий города.

Пожар 1812 года: благородный Коленкур

Следующая яркая страница усадьбы Голицыных на Волхонке связана с Отечественной войной 1812 года. В то время её владельцем был князь Сергей Михайлович Голицын (1774-1859).

В месяцы пребывания французов в Москве в усадьбе разместился штаб Армана Луи де Коленкура (1773-1827), французского дипломата, посла в России в 1807-1811 годах, сделавшего немало в попытках предотвратить военный конфликт между Россией и Францией. Он сопровождал Наполеона в его военном походе, а затем бежал вместе с ним из Москвы.

Во время знаменитого московского пожара 1812 года Коленкур повел себя самым благородным образом. Когда вспыхнул Колымажный двор, Коленкур бросился спасать его, и во многом именно благодаря его действиям мы сейчас можем любоваться прекрасными каретами русских царей, которые хранятся в Оружейной палате, а также видеть усадьбы Лопухиных и Голицыных–Вяземского–Долгоруких.

Я отправился в дворцовые конюшни (Колымажный двор), где стояла часть лошадей императора и где находились коронационные кареты царей. Потребовалась вся энергия и все мужество берейторов и конюхов, чтобы спасти их; одни из конюхов взобрались на крыши и сбрасывали горящие головни, другие работали с двумя насосами, которые по моему распоряжению были починены днем, так как они тоже были испорчены. Можно без преувеличения сказать, что мы стояли там под огненным сводом. С помощью тех же людей мне удалось спасти также прекрасный дворец Голицына и два смежных дома, один из которых уже загорелся… Людям императора ревностно помогали слуги князя Голицына, проявившие большую привязанность к своему господину.

80 погорельцев разместились в доме Голицыных. Среди них был «шталмейстер императора Александра Загряжский, который остался в Москве, надеясь спасти свой дом, заботы о котором составляли смысл всей его жизни» .

XIX — начало XX века: Пушкин, Московский эрмитаж и квартиры

После войны 1812 года начинается новый этап в жизни усадьбы. Здесь на балах неоднократно бывал Александр Сергеевич Пушкин. В усадебной церкви, которая располагалась в северном крыле второго этажа, он планировал венчаться с Натальей Гончаровой. Лишь из-за запрета церковных властей обряд венчания пришлось перенести в приходскую церковь невесты — церковь Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»; ул. Большая Никитская, 36 строение 1).

Домовая церковь в усадьбе Голицыных. Фото из архива ИФ РАН

В 1834 году в усадьбе побывал А.И.Герцен, дело которого вел Сергей Михайлович Голицын, занимавший в то время должность попечителя Московского учебного округа.

После смерти бездетного Сергея Михайловича Голицына в 1859 году его состояние перешло к его племяннику Михаилу Александровичу (1804-1960), который, будучи дипломатом, жил большей частью за границей и, по слухам, принял католичество. После его смерти владение усадьбой перешло к его сыну, «другу лошадей, а не книг» Сергею Михайловичу Голицыну (1843-1915).

В 1865 году Голицынский дом на 20 лет превратился в «Московский эрмитаж», куда раз в неделю могли попасть все желающие. Здесь экспонировалось около 200 полотен западноевропейских художников, а также книги и редкости, собранные преимущественно Михаилом Александровичем Голицыным: Брейгель, Ван Дейк, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Корреджо, Перуджино, Пуссен, Рембрандт, Робер, Рубенс, Тициан…

Двор усадьбы Голицыных и Музей изобразительный искусств имени Пушкина

В 1885 году из-за финансовых трудностей Сергей Михайлович Голицын был вынужден продать художественную часть коллекции Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Первый этаж главного дома еще с 1770-х годов сдавался квартирантам. Здесь жили многие знаменитые личности: писатель Александр Николаевич Островский, философ-славянофил Иван Сергеевич Аксаков, западник Борис Николаевич Чичерин…

С переездом сюда Островского связана необычная история. Всю жизнь прожив на Воронцовом поле в Москве, он говорил: «Никуда я не перееду. Разве мне предложат жить в кабинете князя Сергея Михайловича Голицына» . Так оно и случилось…

В конце XIX века левый флигель усадьбы был перестроен по проекту архитектора Василия Загорского (строившего впоследствии Консерваторию). В нем разместился «Княжий двор» — меблированные комнаты. В наши дни здесь располагается Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. Пушкина.

Усадьба Голицыных и Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков

В 1903 году Сергей Михайлович продал усадьбу «Московскому художественному обществу». Усадебные флигели, выходившие на Волхонку, были перестроены под квартиры. Среди знаменитых постояльцев «Княжего двора» были художник Василий Иванович Суриков, композитор Александр Николаевич Скрябин, художник Илья Ефимович Репин и многие другие знаменитости. В 1911 году в квартире в одном из флигелей поселился Борис Леонидович Пастернак со своей семьей, проживший здесь четверть века.

XX век: Коммунистическая академия и Институт философии

В 1918 году в стенах бывшей усадьбы разместилась Социалистическая академия общественных наук , которая в 1924 году была переименована в Коммунистическую академию . Она была задумана как как мировой центр социалистической мысли. В 1936 году учреждения Коммунистической академии были переведены в Академию наук СССР, поскольку параллельное существование Академии наук и Коммунистической Академии было признано нецелесообразным.

В 1919–1921 годах в усадьбе Голицыных на Волхонке также находился возглавляемый Кандинским Музей живописной культуры .

Усадьба Голицыных после революции

В 1925 году по соседству с бывшей усадьбой Голицыных в бывшей Первой мужской гимназии (ул. Волхонка, дом 16) разместился Коммунистический университет трудящихся Китая , просуществовавший в Москве до 1930 года и готовивший кадры для Гоминьдана и Коммунистической партии Китая.

Главное здание бывшей усадьбы Голицыных в 1928-1930 годах было надстроено двумя этажами, в результате чего был уничтожен венчающий портик фронтон. Здесь разместился Институт философии АН СССР , входивший в состав Коммунистической академии. Многие помещения внутри лишились своей первоначальной отделки.

Уже надстроенное здание бывшей усадьбы Голицыных и еще не снесенные усадебные флигели вдоль Волхонки. Фото из архива ИФ РАН

Еще не снесенные флигели вдоль Волхонки, Коммунистическая академия и Музей изобразительных искусств. Фото с Храма Христа Спасителя

Здание Института философии РАН вскоре после реконструкции. Фото из архива ИФ РАН

Здание ИФ РАН на Волхонке в момент переезда

Уголок в бывшей усадьбе Голицыных

Рядом по улице Волхонке позади левого флигеля в начале 1930-х годов была построена заправка, которая должна была стать частью грандиозного комплекса Дворца Советов на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Флигели, выходившие на Волхонку, были снесены, однако красная линия улицы хорошо прослеживается до сих пор.

XXI век: музей или институт?

В 1990-2000 годах особняк на Волхонке по-прежнему находился в собственности Института философии РАН. Некоторые помещения второго этажа были отреставрированы, в них разместились Библиотека, Красный зал, помещения научных секторов. Четвертый и пятый этажи были заняты научными секторами и другими подразделениями института. На первом и пятом этажах также располагались учебные аудитории Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН).

Эти стены помнят жаркие философские споры, выступления знаменитых ученых, религиозных и политических деятелей. «Наш философский дом», — так называли 80 с лишним лет этот особняк на Волхонке.

Однако в конце 2000-х годов встал вопрос о передаче бывшей усадьбы Голицыных в собственность Пушкинского музея, которому катастрофически не хватало помещений для размещения своих коллекций.

Зал Ученого совета Института философии РАН на 5-м этаже

Барельефы в Красном зале

Потолок в Красном зале

Потолок в Красном зале

Светильник в Красном зале

Потолок в одном из залов второго этажа

Первоначальный проект строительства «Музейного городка» по проекту британского архитектора сэра Нормана Фостера вызвал множество скандалов. Градозащитники опасались, что многие исторические усадьбы здесь будут перестроены, а их части, мешающие новому облику квартала, снесены вовсе. По недоразумению или чьему-то злому умыслу были противопоставлены интересы музея и сотрудников Института философии, этот конфликт продолжался несколько лет.

Наш сектор Восточных философий в день переезда

Тем не менее, в 2015 году Институт философии переехал в огромный особняк на Таганке (Гончарная улица, 12с1), а в главном доме усадьбы Голицыных разместилась выставка «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром. Импровизация. Звук».

Городская усадьба Голицыных. План первого этажа.