Капитолий что такое в древнем риме. Капитолийский холм в Риме: от А до Я

30-ые гг. XVI в. по поручению папы Павла IIIМикеланджело приступает к проектированию площади Капитолия (на вершине капитолийского холма) в Риме.

Проектирование и строительство площади началось с установки в ее центре конной статуи Марка Аврелия.

Площадь как своеобразная «творческая лаборатория» Микеланджело при строительстве собора Св. Петра.

Новшества от Микеланджело:

1. Четкая симметрия городской площади,

2. Не сплошная, а разомкнутая застройка по периметру,

3. Новая трактовка монумента как самостоятельного элемента площади.

4. Монумент как модуль ордерной системы окружающих зданий.

Вход осуществляется по лестнице-пандусу, врезанной в холм. Абрис пространства сформирован одинаковыми корпусами Капитолийского музея и дворца Консерватори, образующих симметричный трапециевидный план. В центре - дворец Сенаторов. Площадь открыта со стороны входа городу, ограниченная парапетом, на котором установлены античные статуи.

При малом масштабе (глубина 80 м. ширина от 40 до 60 м.) площадь выглядит монументально.

С точки зрения истории архитектуры на смену Ренессансу приходит Барокко.

Барочные черты в планировке площади:

– аллегорическое значение скульптур, особое мощение (Капитолий как центр античного Рима и Римской Империи);

– Восприятие площади не осевое, а по мере движения по кругу (эллипсу);

– Оптические эффекты (кажущаяся параллельность корпусов; эллипс мощения, сокращающийся в круг; появление статуи Марка Аврелия при подъеме по лестнице и т.п.).

1 – дворец Сенаторов; 2 – Капитолийский музей; 3 – дворец Консерватори (музей редкостей); в центре площади расположен конный монумент Марка Аврелия.

14. Площадь дель Пополо и ее архитектурно-планировочная композиция.

Площадь примыкала к северным воротам города, т.е. к главному въезду в город со стороны Европы.

До XVвека была слабо застроена, была своеобразным «перевалочным пунктом» при въезде в город.

XVIв. Доменико Фонтана в ходе планировочных работ ставит в центре трапецевидной площади обелиск. С площади начинается прокладка трехлучевой системы магистралей.

Вторая половина XVIIв. на противоположной въезду стороне площади строятся две церкви – Санта Мария ди Монте Санто и Санта Мария деи Мираколи (К. Райнальди и К. Фонтана). Замкнули пространство площади.

В начале XIXв. площадь приобрела Овальное очертание.

Раскрытие улиц небольшое ок. 23 град. (в сумме около 45), что, однако, позволяет видеть все три перспективы в одной картинной плоскости.

(в Версале – раскрытие больше – на пределе восприятия, в Санкт-Петербурге еще больше – невозможно увидеть все три улицы одновременно).

1 – ворота дель Пополо;

2 – обелиск;

3 – церковь Санта Мария ди Монте Санто;

4 – церковь Санта Мария ди Мираколи.

15. Площадь св. Петра в Риме.

Строительство площади началось в XVIIв. под руководством Лоренцо Бернини, длилось ок. 10 лет (1657-1667 гг). (Последняя масштабная постройка периода ренессанса и барокко в Риме).

Размеры осей овала 200 и 130 м. Глубина примыкающей к собору трапеции 125 м.

В начальных эскизах Бернини есть варианты квадратной и круглой (более замкнутой, не барочной) площади.

В свое время место площади было обозначено египетским обелиском (был поставлен Доменико Фонтана за 70 лет до проектирования площади).

Особенности площади (можно отнести к типу «барочной площади»)

1. разомкнутый контур,

2. восприятие не фронтальное, а при движении по кругу,

3. аллегоричность (масштабный овал как символ Колизея)

4. оптические эффекты (изменение пропорций фонтанов, фланкирующих центральный обелиск, иллюзия «обнимающего» пространства галерей).

p.s. (не обязательно)

Некоторые современники Бернини считали площадь не законченной.

Так, в конце 17 в. Карло Фонтана (не путать с Доменико) критиковал проект Бернини, предлагая добавить к площади трапецевидную галерею, завершающуюся колокольней. За колокольней добавлялась аванплощадь в сторону Тибра, с углом раскрытия, соответствующая углу зрения под которым виден собор.

В этом случае, по мнению Фонтана, к площади добавлялась глубина необходимая для целостного восприятия собора.

Если бы проект был осуществлен в Риме бы появилась мощная осевая композиция.

Этот холм не отличается впечатляющими размерами. На самом деле, он – самый невысокий из семи холмов. Но его значение для города и для всей Италии не исчисляется метрами высоты. Еще на заре рождения Капитолийский холм (Campidoglio ) был обустроен его родителями – Ремом и Ромулом. Здесь возвели храмы многим богам и значительным историческим личностям. Храм Юпитера – один из самых старых памятников холма – подвергался разрушениям и реконструкции несколько сотен раз. Пока римское общество не смирилось, наконец, с его уходом, и на его месте не выросла церковь Санта Марии ин Арчели.

Достопримечательности на Капитолийской площади

Памятников, исторических и культурных ценностей, а также загадочных, и ныне не раскрытых таинственных артефактов на Капитолийском холме не перечесть. И каждый из них имеет свою уникальную историю. Среди которых одна увлекательнее другой. Например, старая бронзовая статуя Марка Аврелия, величественно сидящего на коне, выполненная еще на заре новой эпохи неизвестным скульптором, когда-то не была уничтожена только потому, что новоиспеченные христиане приняли ее за изваяние Константина. До сих пор неизвестно, где эта статуя стояла изначально. Предполагают, что на площади Римского Форума или Колонны. Но на Капитолийский холм она попала только в 1538 году по распоряжению Папы третьего. Причем перенесли ее сюда из Латерано, где бронзовый Марк Аврелий и обитал с 8 века.

Еще одна любопытная достопримечательность площади – останки монетного двора и храма Юноны Монеты. Поражает история героини старинного памятника. Согласно легенде, священные гуси богини утра когда-то предупредили римский народ о грядущем наступлении галлов. Тогда-то Юнону и стали называть Монетой, что в переводе означало «предупредившая». Позже и чеканные деньги на дворе близ храма в ее честь стали звать монетами. Так и распространилось сие название по всему миру.

На заре своего обустройства Капитолийский холм представлял собой огромный величественный форт, к которому десятками лет не могли подступиться захватчики. Но уже к 13 веку он кардинально преобразился. В очередной раз был дотла сожжен храм Юпитера. Уничтожены все древние молитвенники и алтари – в честь вступления в силу новой веры. А сам холм настолько зарос причудливыми узорами растений и разрушился, что был привлекательным только для местного рогатого скота. За что его даже прозвали «Козьей Горой».

Но на том не закончилось величие старинного памятника. Сам Микеланджело взялся за его перестройку в 1532 году. И, будучи мастером непревзойденного таланта, буквально преобразил заброшенную местность в произведение архитектурного искусства. Теперь к холму ведут три лестницы. Боковые – узкие и длинные. И великолепная центральная лестница авторства самого Микеланджело. Впрочем, и ее изящество меркнет, когда взору гостя открываются просторы современного Капитолийского холма, разукрашенного всеми красками его долгой и увлекательной истории жизни.

Нельзя побывать в Риме и не увидеть Капитолия. На этом, самом маленьком из семи холмов вечного города, сохранились свидетельства античной старины, в музеях собраны величайшие шедевры итальянского Возрождения, на площади стоят великолепные скульптуры. Здесь знаменитая волчица вскормила братьев-основателей Рима, здесь знаменитые гуси спасли имперскую столицу от варваров, здесь император Август увидел Богородицу с младенцем на руках.

В этой статье мы попробуем:

  • разобраться в непростой и насыщенной истории старейшего римского холма;
  • прогуляться по античным руинам;
  • заглянуть в музеи Капитолия;
  • сориентировать в ценах на входные билеты, часах работы и работе общественного транспорта в важнейшем районе имперского Рима;
  • рассмотреть отзывы тех, кто съездил и вернулся.

От Ромула до Микеланджело

Капитолий стал тем самым холмом, который скаредные латины уступили братьям Ромулу и Рему. Легенда гласит, что Капитолий братья выбрали по той причине, что именно здесь их когда-то выкормила волчица, материнский инстинкт которой не позволил хищнице сожрать беззащитных младенцев.

Первым строением здесь стала хижина в которой жили основатели. Правда недолго. Ссора братьев закончилась убийством, город начал строить один Ромул. Рим рос быстро, постепенно отвоевывая у местных племен новые территории. Как самая старая часть города, Капитолий в жизни Древнего Рима играл важнейшую роль : на его территории располагались два главных храма: Юпитера Капитолийского (отсюда и название холма) и Минервы (покровительнице справедливой войны и мудрости). Здесь проходили народные собрания, высший орган управления Республикой и Империей (формально). Капитолийский холм - символ власти , государственности Древнего Рима.

После падения империи - Капитолий в Риме подрастерял свое значение. Над античными руинами поднимались замки патрициев, монастыри и церкви. Уже с X века Капитолий снова начинает превращаться в административный квартал Рима.

С приходом эпохи Возрождения на Капитолийском холме разместился сенат, управлявший городом. Именно в это время возникла традиция «дарить народу» произведения искусства. Папы Римские, ради повышения своего рейтинга в народе, часто выставляли на городских площадях скульптуры из своих коллекций, допускали публику в свои галереи и дворцовые атриумы.

В XVI веке к реконструкции строений Капитолия был привлечён Микеланджело Буонаротти. Гениальный зодчий, скульптор и художник превратил главный холм папской столицы в архитектурный и градостроительный шедевр. С тех пор Капитолий - не только символ Рима, но и гордость Италии, музейная Мекка для туристов и христианских паломников.

Сокровища Капитолия - руины, площадь, музеи и церкви

Античные руины

С древнейших времен на Капитолии сохранилось немногое:

  • Инсула - находится у подножья холма. Это остатки большого доходного дома, этакой римской высотки. Античные источники утверждают, что высота этого «отеля» была не меньше 30 метров, а площадь «апартаментов» доходила до 200 квадратных метров.
  • Мамертинская тюрьма - сохранилось подземелье этой темницы для важных государственных преступников. Среди заключенных тюрьмы были апостолы Петр и Павел, место популярно среди паломников. В предполагаемом месте заключения сподвижников Христа установлен алтарь.

Остальные античные строения угадываются в фундаментах более поздних строений: на месте храма Юпитера, Минервы и Юноны на Капитолийском холме теперь стоят дворцы Сенаторов, Консерваторов и Новый дворец, а также Базилика Девы Марии.

Капитолийская площадь

Туристы попадают на площадь в самом центре Капитолия по лестнице Кардоната. Этот парадный вход на вершину холма творение рук Микеланджело. Пологий пандус, обрамленный балюстрадой, предназначался не только для «пешеходов», но и для знатных всадников. Начало подъема «стерегут» египетские львы, завершают лестницу статуи близнецов Диоскуров (Кастор и Поллукс).

Поднявшемуся по лестнице Кардоната, путешественнику открывается великолепная Капитолийская площадь, главные объекты которой:

  • Конная статуя императора Марка Аврелия - сохранилась чудом, благодаря неразберихе раннего средневековья. Уничтожая всякое свидетельство языческого прошлого, христиане были уверены, что статуя изображает императора Константина, который прекратил преследования христиан в империи и сам принял новую веру.
  • Дворец сенаторов - здесь до конца XIX века заседали «отцы города». «Отцов» сменили городские чиновники- сегодня во дворце расположена мэрия Рима. Завораживающая архитектура «создателя Ватикана» не единственное достоинство здания. Рядом с ним на колонне - скульптура «волчицы-кормилицы», точнее её копия (оригинал рядом в музее), установленная за 400 лет до Рождества Христова.

  • Дворец консерваторов - это не клуб «стагнатов» и врагов прогресса. В Италии так называют судей. Административное здание построено для всё тех же чиновников. Сегодня здесь расположен музей.
  • Новый дворец - «брат-близнец» дома «консерваторов». С самого начала стал местом для выставления скульптурных и живописных коллекций, «подаренных народу».

Музеи

Вернее один музей, расположенный в Дворце Консерваторов и Новом дворце, связанный подземной галереей для удобства публики, предлагает собрания шедевров:

  • Дворец консерваторов - собрание античных скульптур. Среди самых выдающихся экспонатов - Капитолийская волчица (оригинал), Умирающий Галл, остатки колосса Константина, работы Бернини и других итальянских ваятелей периода расцвета искусств. Здесь же находится и картинная галерея, где представлены работы мастеров Возрождения и Барокко.

  • Новый дворец - собрание римских скульптурных портретов, оригинал статуи Марка Аврелия. Во дворце расположены выставочные залы музея, где экспозиция постоянно меняется — шедевров слишком много и выставить их одновременно не представляется возможным.

Церкви

Достопримечательности Капитолия обширны и многочисленны. Церкви здесь древние, полные чудотворных образов и мощей. Особенно можно выделить Базилику Девы Марии , которая стоит на месте храма Юноны. Здесь же находились и знаменитые храмовые гуси, которые предупредили римлян о приближении галлов.

Императору Августу было видение в храме Юноны - женщина с младенцем на руках, которая сообщила ему, что он видит сына единого Бога. Случай произвел настолько сильное впечатление на правителя, что он отказался от обожествления своей персоны и построил первый христианский алтарь… Ещё до распространения христианства по всей Земле.

Сегодня в базилике можно посмотреть:

  • Лестницу из 124 ступеней. Римляне убеждены - тот, кто в полночь поднимется по этой лестнице на коленях и искренне попросит о помощи Богородицу - выиграет в лотерее. Ночью здесь бывает людно.

  • Мощи Святой Елены - чудотворные реликвии, к которым стекаются паломники со всего мира.
  • Фрески и надгробия - работы великих художников (Донателло, Пентуриккьо, Микеланджело).
  • Фигура Младенца Христа - чудотворная деревянная скульптура, дарует исцеление от болезней.
  • Алтарный образ - икона византийского письма, изображает Мадонну с младенцем. Этот образ «остановил» чуму в Риме в XIV веке.

Безусловно знакомство с Римом стоит начинать с места «где все начиналось». Однако помимо Капитолия итальянская столица богата и другими достопримечательностями. Здесь каждый сможет найти что-то интересное именно для себя, открыть свое любимое место. Чтобы вам было удобнее ориентироваться на местности, мы составили .

Как добраться, время работы и цена за вход?

Проще всего добраться до Капитолия пешком от станции метро «Colosseo». Дорога займет около десяти минут, по пути можно , скучно не будет.

Сам Капитолий, как часть центра Рима, открыт для посещений круглосуточно и без всяких ограничений. Ночью, когда включается подсветка, туристов здесь становится даже больше. Шедевры Буонаротти и его учеников нельзя оградить или закрыть от глаз публики.

Античные руины также доступны круглосуточно. Плата взимается за посещение музеев (15 евро, аудиогид - 5 евро), а для осмотра Марментинской тюрьмы нужно пожертвовать символическую сумму.

Бесплатно можно посетить и Базилику Девы Марии. Службы здесь проходят ежедневно с 8 до 12 часов. Чтобы спокойно осмотреть все сокровища этого храма и сделать несколько фото, лучше зайти после полудня. Храм открыт для всех желающих до 7 часов вечера.

Время работы музеев Капитолия - с 9:30 до 19:30. Доступ для публики закрывается за час до окончания работы. Выходных здесь только три - 25 декабря, 1 января и 1 мая. 24 и 31 декабря музеи работают до двух часов. На Капитолии часто бывают самые важные гости Итальянской республики, поэтому доступ может быть ограничен. Обычно туристов предупреждают об этом за пару недель до визита.

Путешественники имеют возможность приобрести «Карту Капитолия», которая дороже обычного входного билета на 1 евро (16 евро). Обладатели карты могут посещать музеи и выставочные залы Капитолия на протяжении недели. Это лучший выход для того, кто хочет увидеть все шедевры и не заработать мигрень. Осмотреть экспозиции всех музеев (билеты продаются только комбинированные, купить билет только на одну экспозицию нельзя) за один день сложно.

Русского гида найти довольно просто, за трехчасовую экскурсию придется заплатить около 50 евро. А помогут найти проводника-соотечественника туристические информационные центры. Один из них находится в помещении касс музеев Капитолия (подвальный этаж Дворца Консерваторов).

Андрес Якубовскис

Рим - город, посетив который, человек сможет соприкоснуться со временем. Он был построен очень давно, а на его территории сохранились места, созданные более двух тысячелетий назад. Одно из них - Капитолий. Архитектурный ансамбль, находящийся на этом холме, - наиболее популярная достопримечательность. Об истории Капитолия, о том, как туда добраться, а также о его значении читайте в статье.

Что это?

Считается, чтоназванием холм обязан одноименному храму, расположенному на нем. Еще не установлено точное лексическое значение слова Капитолий. Ряд искусствоведов считает, что оно несет такой смысл: голова, что-то важное, главное, жизнь или человек.

Капитолий в Риме называют Капитолийским холмом. Эта возвышенность - самая невысокая в городе. При этом она является центром культуры и политики Рима, а также ежегодно посещается тысячами туристов. Здесь сосредоточено большое количество памятников архитектуры, сохранившихся со времен античности.

Холм

Ансамбль Капитолия в Риме находится на одном из холмов, которых в городе насчитывается семь. Каждый из них носит свое название: Целий, Палатин, Квиринал, Авентин, Виминал, Эсквилин и Капитолий.

На последнем холме издревле возвышались всевозможные храмы, посвященные богам. Гуси, обитавшие в храме Юноны Монеты, предупредили римлян о том, что готовится нападение на них галлов. Здесь же был построен первый двор, на котором чеканили деньги. Их стали называть монетами в честь жены Юпитера. Семь холмов известны на весь мир. Капитолий славится тем, что здесь происходило большое количество знамений. Кроме того, это место считается сакральным. Здесь до сих пор расположены всевозможные церкви и базилики.

Нет на свете путешественника, который не знал бы, что в основании Рима лежат семь холмов. Однако мало кто понимает, что именно Капитолий стал возвышенностью, где зародился город. Начиная с древности, на этом холме находился политический центр Рима. Раньше здесь правили императоры, а в настоящее время здесь работает мэр города и муниципалитет.

Капитолий - невысокий холм. Он возвышается над Римским форумом. Его высота измеряется сорока шестью метрами.

Храм

Капитолий в Риме - не только холм. Один из важнейших храмов города носит такое же название. Он является первым религиозным сооружением, построенным на этом холме. Он посвящен так называемой Капитолийской триаде, в состав которой входят Минерва, Юпитер и Юнона Монета. Издревле он состоял из трех частей, посвященных определенному богу или богине. Центр был посвящен Юпитеру, правая сторона - Минерве, а левая сторона - Юноне. В каждой из частей находился алтарь.

Здесь не только поклонялись божествам, но и чеканили монеты, проводили советы. В храме располагался архив. Этот архитектурный памятник навсегда остался символом власти, силы, бессмертия Рима.

Это здание обладает многовековой историей. Когда-то в нем был сосредоточен центр города, но затем он утратил свое значение. В пятом веке он был разграблен во время захвата Рима. Считается, что тогда ансамбль лишился не только ряда предметов культа, но и нескольких слитков золота, которые, по преданию, хранились под троном Юпитера, в специально созданной нише. Капитолийский храм, или же был разрушен временем в шестом веке нашей эры. Археологи приложили все усилия для того, чтобы восстановить его. Благодаря их стараниям была реконструирована часть фундамента и небольшой фрагмент стены. Их можно увидеть в одном из залов Палаццо Консерватори.

История

Капитолий в Риме стал религиозным, политическим центром этого города сразу после того, как он был основан. Дело в том, что защищать Рим было легче на возвышенности, чем в низменности. Он служил римлянам долгое время, вершина холма никогда не пустовала. После того как был разрушен одноименный храм, рядом появилась базилика Санта-Мария ин Арачели. Она располагалась в центре возвышенности. Она не только служила церковью, в ней проходили собрания народа.

Неподалеку от подножья Арачели располагаются развалины. Они принадлежат античному строению - инсуле, которая служила чем-то вроде современной гостиницы. С первого века Рим был массово застроен подобными зданиями. При этом на верхних этажах жили те люди, у которых не было много денег, а зажиточные граждане, сумевшие оплатить жилье, селились на первых этажах и получали в свое распоряжение некоторые удобства. Например, канализацию и водоснабжение.

До шестнадцатого века сооружения Капитолийского ансамбля не реставрировались, поэтому многие из них находились в плачевном состоянии. Однако когда римский император Габсбург решил посетить город, Павел Третий озаботился видом Рима. Работа над реставрацией площади, вокруг которой и были выстроены все сооружения, была доверена Микеланджело в 1536 году. К сожалению, он не успел закончить работы, и большинство из них велись по его задумкам под руководством итальянского архитектора, скульптора Джакомо Делла Порта, а также других учеников Буонарроти. Капитолийсохранился таким, каким его сделали труды этих людей к концу 1654 года.

Достопримечательности

Капитолий в Риме притягивает путешественников своими достопримечательностями, среди которых:

  • Лестница Кардоната. Это одна из трех лестниц, по которым можно подняться на возвышенность.
  • Капитолийская площадь. Она располагается на вершине холма, являясь его центром. По ее периметру построены другие
  • Конная статуя императора в свою очередь, возвышается посередине площади.
  • Символ города - Волчица, символизирующая правосудие. Раньше она находилась на улице, неподалеку от входа в Палаццо Консерватори, однако, была перенесена внутрь сооружения. До того как эта статуя была найдена, в Капитолии стояла клетка с живой волчицей.

  • Дворец Сенаторов. Какое-то время этот архитектурный памятник служил хранилищем, однако, сейчас в его стенах находится мэрия Рима. Именно из-за этого попасть можно не во все помещения.
  • Дворец Консерваторов получил свое название из-за того, что в нем когда-то проходили заседания сенаторов и судей. Их как раз звали корсерваторами. Сейчас здание служит музеем, в котором можно найти бюсты, фрески. Известна и Пинакотека, где выставляются полотна величайших художников.
  • Палаццо Нуово - самый молодой архитектурный памятник ансамбля. Он точь-в-точь воспроизводит Дворец Консерваторов. Здесь хранятся античные скульптуры.
  • Базилика Санта-Мария ин Арачели построена на том месте, где когда-то возвышался храм Юноны Монеты. Здесь хранится чудодейственная скульптура Иисуса в младенчестве.

Культурное богатство

Капитолий в Риме является не только религиозным, политическим, но и культурным центром древнего города. В нем располагается ряд музеев, каждый из которых достоин внимания.

В стенах Дворца Сенаторов, построенного в первом веке до нашей эры, располагается музей-хранилище каменных плит, надписи на которых рассказывают о Древнем Риме. Из них можно узнать, как здесь велась жизнь и какой была политика правителей.

Во Дворце Консерваторов располагается музей бюстов из мрамора, созданных в Древнем Риме. Кроме того, здесь можно рассмотреть фрески и посетить Пинакотеку. В этой галерее выставлены полотна таких выдающихся художников, как Рубенс, Веласкес и Караваджо. Всевозможные артефакты можно найти в зале Кастеллани, а богатые коллекции монет и украшений - в монет.

Палаццо Нуово был построен для того, чтобы стать музеем. Так и получилось: здесь находятся скульптуры не только римские, но и греческие.

Экскурсии

Рим - вечный город, всегда открытый для посещения всеми желающими. Поэтому здесь проводится большое количество различных экскурсий. Наиболее популярным туристическим местом, по совместительству - сердцем города является Капитолий в Риме. Как добраться до этого места? Легко. Это можно сделать как самостоятельно, так и с группой. Однако важно понимать, что Рим - достаточно крупный город, и в нем можно заблудиться, засмотревшись на шедевры архитектуры.

Почти все туристы, побывавшие в вечном городе, посещают ансамбль Капитолия. Многие музеи, входящие в его состав, работают по одинаковому расписанию. Например, попасть в такие места, как Палаццо Нуово, Дворец Консерваторов и Дворец Сенаторов можно в любой день, кроме понедельника, с девяти часов утра до восьми часов вечера.

Как добраться?

Попасть в Капитолий можно разными способами. Доехать до холма можно, сев на поезд линии B метро. Кроме того, в Риме действует разветвленная система автобусов, маршруты которых пролегают и через возвышенности. Также можно вызвать такси и добраться до Капитолия на машине.

Пешие прогулки доступны для всех желающих. Подняться на холм Капитолий в Риме можно по трем лестницам. Левая ведет к базилике Санта-Мария ин Арачели. Центральная была спроектирована Микеланджело, она считается главной лестницей всего ансамбля. Правая же достаточно неприметная, ею, как правило, пользуются горожане. Поэтому если туристы желают подняться на холм в тени и при этом не попасть в толпу, они могут воспользоваться именно ею.

Когда-то давно именно с этого места Ромул узрел свою дюжину коршунов, здешние гуси предупредили горожан о нашествии галлов, а Августу было видение о рождении Спасителя. Но то, что римляне сегодня гордо называют «Капитолий», появилось гораздо позже. И благодарить им за это следует одного «человека эпохи Возрождения».

Редкий путешественник не знает о том, что «вечный» Рим стоит на семи холмах. А вот, что основан он был на самом маленьком из «пригорков», известно не каждому. Так уж решила судьба: спор Рэма и Ромула о месте основания цитадели решился в пользу последнего. И всё только потому, что птиц, им увиденных, оказалось вдвое больше, чем братом. Капитолий – самый низкий из семи холмов. Он возвышается северо-западнее Палатинского холма рядом с южным берегом Тибра прямо над и достигает 46 метров в высоту.

Капитолий. Страницы истории

Хотя люди облюбовали Капитолий задолго до основания Рима, центром политической, общественной и религиозной жизни он стал именно после этого. Защищать поселение на возвышенности было намного проще, чем в низменности. Тем более, по довольно крутым склонам холма взобраться можно было только с одной стороны. Но город разрастался, и вскоре люди населили не только склоны, а и близлежащие равнины. Во времена античности здесь располагался древнейший Капитолийский храм , посвящённый Капитолийской триаде: Минерве, Юпитеру и Юноне Монете. Причём возведён он был на месте, так называемого, старого Капитолия, святилища сабин, перенесённого сюда с холма Квиринале. Освящение нового храма состоялось в 509 году до н. э., а роль религиозного центра республиканского и имперского Рима исполнял он до VI века. Правда, не в том виде, в котором был изначально построен. В 60-е годы до н. э. Квинт Лутаций Катул заново отстроил сгоревшее два десятилетия назад святилище.

Разделялся Капитолийский храм на три целы: центральная посвящалась Юпитеру, правая Минерве, а левая Юноне. Каждое божество имело здесь собственный алтарь, а крышу здания украшал терракотовый Юпитер на квадриге. Переоценить значение Капитолийского храма, а вместе с ним и всего Капитолия для древних римлян сложно. Здесь приносили свои жертвы магистраты, чеканились монеты, собирался сенат и даже хранился архив. Для многих поколений римлян этот храм символизировал власть, силу и бессмертие основанного Ромулом города.

Распад империи привёл к запустению и разрушению античного храма. Но место на вершине холма, всё же, не пустовало никогда. При первой же возможности греческие монахи построили здесь монастырь, но уже в IX их сменили францисканцы, соорудившие из античных обломков новую католическую церковь. Это была базилика Санта-Мария-ин-Арачели . В силу своего центрального местоположения довольно быстро церковь стала одним из самых популярных мест в Риме. В эпоху Средневековья в ней проходили народные собрания. И именно с её площадки на восстание против баронов поднимал по легенде народ Кола ди Риенца. Правда, имеет предание и «нестыковки»: лестница со 122-мя ступенями с верхней площадки которой он якобы произносил свою пламенную речь была построена где-то через год.

Связано с лестницей и ещё одно поверье. Желающие сорвать куш в лотерею в полночь должны подняться по ней на коленях, вознося молитвы к Богородице и считая все увиденные предметы. Насколько трудна эта задача понять просто, достаточно подняться по ступенькам днём традиционным способом. Но сделать это стоит, хотя бы ради хранящегося в первой правой капелле полотна Пинтуриккьо «Житие святого Бернардина Сиенского», фресок Помаранчо, золочёного резного потолка, мозаики с Мадонной XIII века и деревянной фигурки младенца Иисуса, исцеляющего от всех болезней.

Редкий путник замечает развалины у подножья Арачели. Это всё, что осталось от античной инсулы , – прообраза современного отеля. Такими многоэтажными домами массово застроили Рим в I веке, хотя первые здания появились ещё в III веке до н. э. Квартиры в инсулах сдавались внаём, причём верхние этажи обычно занимали бедняки, а в более комфортных нижних комнатах селились зажиточные граждане. Конечно, античная комфортабельность – понятие относительное, но канализация и водоснабжение на первых этажах, всё же, были. Большинство комнат имели плохое освещение и не отапливались, из-за нарушения строительных норм инсулы часто рушились на головы постояльцам, а из-за деревянных перекрытий и малых расстояний между домами пожары иногда уничтожали целые кварталы. При всём при этом столичные хозяева инсул не стеснялись брать немалую плату за свои «апартаменты», тогда как в провинции же условия проживания были лучше, а запросы владельцев – скромнее.

С другой стороны холма начинается подъём на Капитолийскую площадь. Именно её современные римляне гордо именуют Капитолием. В Средние века вершину Капитолийского холма занимали дворцы, в которых заседали правители. В 1536 году посетить Рим собирался последний официально коронованный римский император Карл V Габсбург, и Папа Римский Павел III поручил Микеланджело отреставрировать площадь на вершине холма.

Микеланджело и Капитолий

По большому счёту в конце 30-х годов XVI века Микеланджело только тем и занимался, что проектировал различные здания, среди которых был даже в Риме. К сожалению, заложенный в 1536 году грандиозный светский и духовный центр Вечного города, который должен был связать новый Рим с античными руинами Римского форума, при жизни великого мастера так и не был закончен. По большому счёту, все запланированные Микеланджело работы велись с 1540 по 1580 год, и происходило это уже под руководством Джакомо делла Порта.

В полном соответствии с архитектурным проектом Буонарроти, площадь на вершине Капитолийского холма приобрела форму трапеции, с трёх сторон которой её обрамляют здания. Главенствует на Капитолийской площади, являясь её вертикальной осью, дворец Сенаторов . Этот палаццо был практически завершён ещё при жизни мастера. Он имеет вытянувшиеся на два яруса колонны, пилястры на цокольном этаже и расходящиеся в разные стороны лестничные пролёты. Неподалёку находится копия памятника легендарной волчице. В этом дворце и сегодня заседает мэрия.

По бокам площади расположились ещё два дворца – дворец Консерваторов и Новый дворец . Их одинаковые фасады – это тоже замысел Микеланджело. Отличить их один от другого можно по останкам колоссальной статуи императора Константина, хранящейся во дворе палаццо Консерваторов. Палаццо Нуово с самого начала сооружался как музей для коллекции предметов искусства, открытой для широкой публики. Правда со временем коллекция «поглотила» и все близлежащие здания: под живопись отдан дворец Консерваторов, стоящий «лицом» к городу дворец Кафарелли принимает временные выставки, а бывший Табулярий служит подземным коридором между Новым дворцом и дворцом Консерваторов. Разместив под косыми углами дворцы, в прямоугольник площади Микеланджело вписал овал, в центре которого установил конную статую 161 –180 годов, изображающую Марка Аврелия.

Последним творением великого художника стала спускающаяся к жилым кварталам широкая лестница Кордоната , у основания которой установлены два древнеегипетских льва из мрамора. В 1583 году на вершине Кордонаты появились статуи Диоскуров, найденные во время раскопок театра Помпеи. А вдоль балюстрады разместились статуи Константина, Константина II и, так называемые, Трофеи Марио (два горельефных изображения в мраморе).

В наши дни Капитолийская площадь Микеланджело – одна из самых целостных и гармоничных столичных площадей. Художник не только продемонстрировал превосходное понимание закона оптического восприятия, но и как считают современные исследователи, попытался сотворить аллегорию бескрайней Римской империи, центром которой стал бы Капитолийский холм.

Безусловно, Капитолий не ограничивается площадью Микеланджело. Практически отовсюду открываются великолепные виды на современный Рим и античный форум. Одна из лучших смотровых площадок столицы находится рядом с волчицей у дворца Сенаторов. Если же одними видами с холма удовлетвориться так и не получилось, можно спускаться вниз и рассматривать античные руины с более близкого расстояния.