Перспективы развития туристической сферы крыма. VI Международный туристский форум «Открытый Крым

Сегодня в Крыму стартует кадровый проект «Твое правительство», который направлен на повышение качества кадрового обеспечения органов исполнительной власти республики. Проект предполагает введение комплексной многоступенчатой системы оценки профессиональных и личностных качеств участников, претендующих на замещение должностей министров. По сути, это новый механизм формирования руководящего состава Совета министров Республики Крым. Первый этап предполагает оценку анкетных и биографических данных участника, а также представленных им материалов, которые включают в себя эссе с изложением информации об основных проблемах отрасли и путях их решения, так, как это видит претендент на министерский портфель. Кроме того, необходимо записать короткую видеопрезентацию с рассказом о себе. Оценку профессиональным качествам претендента даст наблюдательный совет, в состав которого входят вице-премьеры, эксперты из числа профильных специалистов и ученых, представители общественности. На втором этапе проводится тестирование на знание участником законодательства Российской Федерации, прежде всего, в части государственного и муниципального управления, а также противодействия коррупции. Третий этап – телевизионные дебаты, в которых примут участие четыре кандидата на министерское кресло, прошедшие отбор. Дебаты будут транслироваться в эфире телерадиокомпании «Крым» и на портале Совета министров Республики Крым. Крымчане смогут дать свою оценку претендентам, приняв участие в телефонном и электронном голосовании, и таким образом внести свой вклад в формирование правительства республики. По итогам дебатов останется два кандидата, которые перейдут на последний, четвертый этап, – собеседование с Главой Республики Крым. Победитель будет определен по результатам собеседования. Итоги проекта будут подведены в конце текущего года. Хочу подчеркнуть, что все это время Правительство республики и все органы власти будут работать в прежнем режиме, все должностные лица будут в полном объеме исполнять свои обязанности и нести ответственность за результаты своей работы, за реализацию программ социально-экономического развития. И еще одно важное дополнение. Те участники кадрового проекта, которые не стали победителями, но показали высокие результаты и уровень компетенций, могут быть рекомендованы для включения в резерв управленческих кадров республики. Приглашаю к участию в проекте «Твое правительство» всех, у кого есть управленческий опыт и идеи, которые могут помочь изменить к лучшему жизнь в нашем регионе, всех, кто любит Крым, кто готов служить людям, отдавая этому служению все свое время, свои силы, знания и таланты. С условиями участия в проекте можно ознакомиться на портале Правительства Республики Крым.

Крым обладает всем необходимым для развития туризма: море, горы, лес, удивительный климат, памятники разных культур. Однако, по сравнению с советским периодом, когда Крым был всесоюзной здравницей, и настоящим, когда основными посетителями курорта являются граждане Украины, становится очевидным, что Крым потерял свои позиции на рынке туризма. Являясь необычайно привлекательным туристским регионом, Крым испытывает проблемы в развитии туризма, характерные для всех стран бывшего СССР.

Невозможность раскрыть весь свой потенциал, из-за недостатка средств в бюджете государства, низкий уровень предоставляемых услуг, несоответствие цены и качества, недостаток профессионалов в сфере туризма и услуг, ограничение информации и отсутствия рекламной поддержки - все это тормозит развитие Крыма как туристского центра.

К примеру, на сегодняшний день, только 10% материальной базы соответствует современным требованиям, а туристский потенциал Крыма используется лишь на треть. При этом цены намного завышены и не соответствуют качеству предлагаемых услуг.

Отсутствие достаточных инвестиций не позволяет развивать отрасль и создавать конкурентноспособный продукт. Средства выделенные Министерству Курортов и туризма АРК в 2003 и 2004 году, составили всего лишь 1,3 млн грн. Раскин С чего начинается отдых // Курорты туризм 2004г. №2. С 18.

При этом, совершенно очевидно, что туризм, как отрасль народного хозяйства Автономной Республики Крым и Украины, является очень прибыльным и постоянным источником дохода. Кроме того, туризм ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса (развитие и производство сувениров, ювелирной промышленности, полиграфической базы, специализированной на издании литературы для туристов). Туризм - один из основных источников создания рабочих мест.

Крым является одним из главных курортных регионов страны, поэтому необходимость развития региона в этой сфере очевидна не только для специалистов отрасли, но и для руководства республики.

После распада СССР были реорганизованы такие структуры, как «Интурист» и «Спутник», которые занимались международным туризмом. Наблюдалось падение внутреннего туризма, ухудшение материально технической базы. Первой попыткой вывести туризм из кризиса в независимой Украине стало создание в 1992 году Государственного комитета по туризму. В 2001 году согласно Указу Президента Украины создана государственная туристическая администрация Украины. Создание отдельного органа по туризму, а также расширение полномочий этого центрального органа исполнительной власти позволило комплексно подойти к проблемам стратегического развития туристской индустрии страны.

Стратегическая цель развития региона заключается в создании конкурентноспособного продукта на мировом рынке, способного максимально удовлетворять туристические потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и их социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного наследства.

При поддержке Президента Украины, Кабинета Министров и Верховной Рады Украины были приняты ряд шагов, направленных на развитие туристической сферы.

Осознавая необходимость полной модернезвции инфраструктуры отдыха и лечения, правительство пытается найти возможности для привлечения инвестиционных средств.

По мнению министр по туризму Украины Валерия Цибуха и председателя Совета министра Крыма Виталины Дзоз, в Крыму нет сейчас четкой концепции развития санаторно-курортного комплекса, нет благоприятного комплекса, нет и благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходимо создавать подходящие юридические и финансовые условия для инвесторов, закрепленных законодательно. Остров Крым // Туризм Профессиональный журнал 2003 г. С 49.

Первые шаги в этом направлении уже делаются. Впервые в Украине Автономная Республика приняла положение о частных пансионатах. Таким образом, это поможет привнести дополнительные средства в бюджет, а для тех, кто занимается реконструкцией и строительством получить льготы. Подготовлен и принят закон, позволяющий на 49 лет получить в аренду землю или объект, построить или реконструировать его для дальнейшей эксплуатации. К тому же в последнее время в Крыму наметилась тенденция строительства мини-гостиниц, с возможностью пользоваться курортными объектами.

Все эти действия правительства республики привели к тому, что в результате опроса руководители крымских здравниц и турфирм положительно оценили работу Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым и итоги курортного сезона за 2003 год. (См Приложение 2, 3)

Важнейшей задачей функционирования курортно-рекреационного комплекса Крыма является обеспечение условий для развития иностранного туризма. За последние года наблюдается тенденция к увлечению иностранных туристов. По сравнению с 2000г. приток иностранцев увеличился на 16,2% и составил 254,0 тысячи человек, или 28,4% общего числа гостей. Свыше ј посетили г. Ялта, 23,9% г. Евпатория, 13,9% Алушту. 96,9% - это представители стран СНГ, что должно определять стратегию развития курортно-рекреационного и туристского комплекса Автономной Республики крым. Нестеров Как обустроить Крым // Курорты туризм 2004г. №2. С 12

В этой связи, особое внимание уделяется совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере курортного туризма, упрощения погранично-таможенных формальностей, безопасности туристов. По инициативе Гостурадминистрации постановлением Кабинета Министров Украины от 29.03.2004г. №410 внесены изменения в порядок оформления разрешений для въезда в Украину, которыми предполагается возмоюность их оформления гражданам стран-членов Европейского Союза, Канады, США, Швейцарской конфедерации и Японии консульскими пункамипунктами Министерства иностранных дел Украины, которые созданы в международных аэропортах «Симферополь» и «Одесса», Одесском морском порту, сроком на 8 суток при наличии документов, которые подтверждают туристический характер поездки.Информация о состоянии и перспетивах развития сотрудничества в области туризма между Украиной и Российской Федерацией // Туризм, Право и Экономика 2003 г. №1. С 43

Крыму необходимы капиталовложения, размеры которых составляют сотни миллионов долларов, туристская отрасль стоит в этом вопросе на первом месте. И главной страной инвестором украинским правительством рассматривается Россия. Мотивами для привлечения российского капитала служат не только, желание получить дополнительные средства в бюджет, но и возможные перспективы продвижения своего товара, прежде всего сельскохозяйственного, на Российском рынке. А Россия тем самым сможет вернуть утраченное влияние на полуострове. При этом правительство автономии заявляет о своей готовности предоставить свои гарантии Российским инвесторам.

86.7 % общего объема прямых иностранных инвестиций приходится на долю таких стран инвесторов, как Российская Федерация, Узбекистан, Виргинские острова, Великобритания, Швейцария, Кипр, Латвия. Нестеров Как обустроить Крым // Курорты туризм 2004г. №2.С 14 (См Приложение 4)

Основная доля иностранного капитала сосредоточена в здравоохранении Крыма. (См Приложение 5) По состоянию на 1.01.2004 прямые иностранные инвестиции, размещенные в этой сфере, составили 98,0 млн USD, или 48,7% всех капиталовложений. при этом 79,3% инвестиций поступило в сферу здравоохранения от предпринимателей Российской федерации, 18,9% от учредителей Узбекистана. В гостиничном комплексе АРК иностранными инвесторами размещено 43,4% млн USD, или 19,4% общего объема капиталовложений в Крым. Значительная часть средств поступила в отрасль от предпринимателей Швейцарии - 30,8%, Латвии - 27,1%, Виргинских островов, Великобритании - 25,3%, Российской Федерации - 9,3%.

В Автономной Республики Крым проводится мероприятия, направленные на развитие связей с зарубежными партнерами и их привлечениями в качестве потенциальных инвесторов.

Иностранные инвестиции, достаточно крупные для того, позволить инвестору установить эффективный контроль за управлением предприятием и создать у него долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии этого предприятия, а следовательно и отрасли в целом.

Политика привлечения иностранных инвестиций позволит увеличить бюджет туристской отрасли. Что в свою очередь, даст возможности для совершенствования материально-технической базы, создания и развития новых продуктов, продвижения Крыма на рынке, за счет увеличения рекламы.

В общем туристском потоке в Украины турпоток из России составил абсолютное большинство (52% от общего числа путешествующих с туристической целью).

С целью оптимизации и повышения экономической эффективности деятельности по развитию туристического пространства, создания конкурентоспособного туристского продукта и его продвижения на международном рынке, правительство Украины и АРК предпринимает следующие действия для дальнейшего развития Украино-российских отношений в сфере туризма.

Один из методов решения проблем взаимодействия между странами - это развитие социально направленных видов туризма как важной и необходимой части украино-российских отношений. Уже на протяжении многих лет реализуется программа отдыха и оздоровления населения, в особенности детей и подростков северных регионов России на курортах Крыма.

С целью максимально эффективного использования туристско-рекреационного комплекса Крым, для увеличения доходов, удовлетворения потребностей украинских и российских туристов использовать возможность объединения усилий в начале туристского сезона, по популяризации богатого рекреационного туристского потенциала Крыма.

Таким образом, подчеркивая, основные задача правительства Автономной Республики Крым, необходимо отметить привлечение инвестиций в отрасль, создание конкурентоспособного продукта и продвижение его на рынке.

Туризм на современном этапе развития экономики и культуры становится все более значимым явлением в социальной и культурной жизни людей, превращается в массовый процесс международного масштаба. Сегодняшний туризм – это крупная отрасль общественного производства, оказывающая влияние на развитие и деятельность других отраслей хозяйственного комплекса, расширяющая сферу приложения труда. Туризм влияет на отраслевую структуру занятости населения, способствует формированию высоких нравственных качеств, культурному воспитанию людей.

На долю туризма приходится около 10% мирового валового продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений.

Крым ищет пути выхода из сложившегося тяжелого социального и экономического положения. Туризм может и должен стать приоритетным направлением в экономике региона, ведь история развития туризма в Крыму насчитывает более ста лет.

Министерством курортов и туризма Крыма, согласно выданным лицензиям, предоставлено право на осуществление туристической деятельности около 600 субъектам предпринимательской деятельности.

Вопросам изучения проблем развития международного туризма посвящено много научных трудов, как отечественных, так и зарубежных ученых трудов М.П. Крачило, Б.Л. Финагеева, Н.Н. Городецкой, П.Д. Подгородецкого. Д. Байер, С. Беккер, К. Клемм, П. Бернеккер, М. Бейтель, Е. Бьювантер, А. Буркат, Р. Клевендон, В. Данц, В. Смит, В. Мунт, С. Деккер-Хорц, А. Дреш, Г. Меттеус, С. Флохманн, Х. Хесслер, Н. Хинске, Г. Сигаух и т.д.

Тем не менее, поиск решений успешного развития и функционирования международного туризма в Крымском регионе в условиях рыночной экономики актуален и сегодня.

Цель исследования заключается в определении основных направлений перспективного развития международного туризма в Крыму, адекватной развитию рыночной экономики в туристическом бизнесе, выявлению негативных факторов маркетинга туристического бизнеса в регионе, разработке рекомендаций по использованию комплекса маркетинговых исследований.

Для достижения поставленной цели в магистерской диссертации сформулированы и решены следующие задачи:

Обоснована необходимость развития международного туризма в регионе;
- проанализирован природный и приобретенный потенциал, способствующий успешному развитию инфраструктуры туризма;
- внесены предложения по рациональному использованию природных ресурсов в туристическом бизнесе;
- дана сравнительная оценка использования туристического маркетинга в Крыму и за рубежом;
- определены экономические, социальные и организационные факторы, способствующие развитию международного туризма в регионе.

Многочисленное анкетирование показало, что одним из мотивов туристических путешествий является стремление людей к общению с природой. Привлекательный ландшафт, чистый воздух и вода, просторные пляжи, обилие лесонасаждений, дороги, пролегающие по живописным местам, -- все это относится к туристическим ресурсам, делающим Крым привлекательным.

Крым имеет все предпосылки для развития международного туризма на полуострове, так как обладает достаточными туристическими ресурсами разного характера (табл. 1).

Таблица 1

Перспективы использования туристического потенциала в Крыму

Категория Всего Используется В перспективе Наименование
Музеи: 343 все краеведческие, исторические
в т. ч. филиалы 26 все естественнонаучные, литературные, художественные
общественные 300 все национальные музеи, заповедные
Пещеры 850 4 50 Красная, Мраморная, Эминс-Баир-Хосар и Трехглазая
Тропы 16 4 11 Боткинская, Штангеевская в Ялте, Галицына в Новом Свете, Карадагская в Коктебеле
Исторические памятники 878 все культовой, дворцовой светской архитектуры (171 международного значения)
Природного характера 2070 1020 1570 уникальные природные ландшафты, природный климат
Антропогенного характера 1080 310 920 исключительность
Итого 5237 2559 2551

Чтобы объекты природы стали туристическими ресурсами, нужно создать на них спрос. Для этого необходимо:

1. Использовать целенаправленную рекламу для формирования экскурсионного спроса. (Таблица 2)
2. Обеспечить доступность естественных природных комплексов с использованием живого труда по обеспечению современного сервиса.
3. Выявить привлекательность туристического продукта, для увеличения объемов спроса по интересам.
4. На сегодняшний день на внутреннем рынке Крыма действует 535 субъектов туристической деятельности, из них:
5. Предприятия различных форм собственности – 477 субъектов.
6. Предприниматели, имеющие патент или лицензию на осуществление туристической деятельности – 58.
7. Иностранным туризмом занимается – 307 субъектов.
8. Международный туризм – 187 субъектов.

В 1998 году в бюджете Крыма на рекламу было выделено 2 млн. грн., а потратили 438,9 тыс. грн. Можно только представить, сколько потенциальных клиентов не услышали о нашем полуострове. В 2000 – запланировано потратить на рекламу 1 млн. грн. На такие деньги можно изготавливать достаточно рекламы низкого качества или мало – высокого качества. Не удивительно, что иностранные туристы предпочитают нашему Крыму Турцию, Грецию, Болгарию, в этих странах соответственно затрачивают на рекламу 12 млн. долл., 80 млн. долл., 7 млн. долл.

Отмечу, что туризм – это крупная отрасль общественного производства, оказывающая влияние на развитие и деятельность других отраслей хозяйственного комплекса. Для Крыма туризм может и должен стать приоритетным направлением в экономике региона, как один из путей выхода из сложившегося тяжелого социального и экономического положения.

Пути совершенствования развития международного туризма в Крыму:

1. Законодательная база по своему содержанию благоприятна для развития туризма, но несовершенство налоговой политики вызывает некоторые противоречия.
2. Очень важно для развития международного туризма использовать весь комплекс туристического маркетинга, а не отдельные его элементы, как это делаем мы сегодня. Выборочное использование маркетинговой системы приводит к серьезным ошибкам и значительно снижает конкурентоспособность туристического бизнеса в Крыму.
3. Важно также усилить поддержку в продвижении Крымского туристического продукта на международном рынке в таких направлениях, как реклама, связь с общественностью и поддержка продаж.
4. Доступность туристического продукта позволит увеличить объемы продаж, тем самым увеличить наполняемость бюджета АРК.
5. Нужны неординарные меры на уровне Правительства Украины. С такой инициативой сейчас выступает Совет министров Автономной Республики Крым. Сегодня мы сформирует новые цены на наши путевки, стараясь сделать их конкурентоспособными.
6. Необходима единая методика расчета себестоимости, порога рентабельности (с учетом сезонности), комиссионные для турагентств, которая поможет определить порядок в ценах. Только тогда государство сможет со своей стороны эти цены регулировать, не препятствуя хозрасчетной деятельности предприятий.
7. Важным является и повышение сервиса в предоставлении туруслуг до европейского уровня, для этого необходима организация школ турагентов.

Внедрение Интернет в туристический бизнес позволит повысить популярность региона, увеличит число клиентов и доступность информации о субъектах туристической деятельности в Крыму.

Введение

туристический крымский полуостров

Крым обладает разнообразными целебными ресурсами, многие из которых уникальны. Наличие многообразных природных ресурсов позволило создать в регионе многогранную систему санаторно-курортного лечения и отдыха.

Туристическое дело в Крыму традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом системы народного хозяйства.

Независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, курортные учреждения Крыма в решении общей задачи выступают как единый рекреационный комплекс, требующий управления и организационно-методического обеспечения контроля по выполнению государственных гарантий различным контингентам населения, регламентированных рядом законодательных документов Российской Федерации.

Основной целью написания данной работы является отразить процесс управления рекреационной деятельностью в Республике Крым. Для этого были поставлены следующие задачи:

проанализировать текущее состояние рекреационной деятельности в Республике Крым

проанализировать государственную политику Республики Крым в части рекреации

сделать предложения по её возможной модернизации

1. Основные характеристики туристического потока в Республику Крым

В условиях независимости Республики Крым используемая методика подсчета туристов, в основу которой заложена оценка числа прибывших в Крым железнодорожным транспортом, в 2014-2015 годах утратила свою актуальность в связи со структурными изменениями пассажиропотока: отмечена переориентация транспортного сообщения с Республикой Крым с приоритетного ранее железнодорожного транспорта на авиатранспорт и паромную переправу. В методику подсчета туристов будут внесены соответствующие коррективы. В связи с чем, сравнение количества отдохнувших на полуострове в сезоне 2014 года с сезонами предыдущих лет в настоящих условиях независимости Крыма является некорректным.

По данным предоставленными Министерством курортов и туризма Республики Крым за 2014 год в Республику Крым прибыло 4,78 млн. пассажиров. Из общего числа прибывших в Крым пассажиров за 2014 год:

% прибыло ж/д транспортом,

% - паромной переправой,

% - авиатранспортом.

В 2013 году 66% всех отдыхающих приезжали в Крым на поездах, 10% туристов - авиатранспортом и 24% - автотранспортом (в т.ч. через Керченскую паромную переправу).

В предыдущих годах Республику Крым ежегодно посещало 6 млн. туристов. Динамика посещения показана на рисунке №1

Рис. 1 Динамика посещения туристами Республики Крым

Стоит особо отметить, что 20% всех туристов - это организованные отдыхающие, оставшиеся 80% - туристы, предпочитающие останавливаться в частных минигостиницах, квартирах.

Распределение потока туристов в Крыму также не однородно. (рис. 2). Среди регионов наибольшая нагрузка отмечается:

в Ялтинском регионе - отдых в регионе выбирают 34,8% туристов,

в Алуштинском - 19,2%,

в Евпаторийском - 19,2%,

в Феодосийско-Судакском - 10,4%,

в Саках - 4,9%.

Рис. 2 Распределение потока туристов в Крыму

Средняя продолжительность отдыха в Крыму составляет 10-14 дней.

Длительность сезона в Крыму составляет 5 месяцев в году (с мая по сентябрь), из которых наиболее активный курортный сезон отмечается в июле-августе.

Основной целью пребывания в Крыму в большинстве случаев является «пляжный» отдых - 55% всех туристов выбирают именно «пляжный» отдых. С целью отдыха, развлечений и путешествий на курорты полуострова приезжают 20% туристов, с целью лечения - порядка 25%.

На долю въездного туризма приходится 34,4%, тогда как в 2009 году доля иностранных граждан в общем турпотоке Крыма составляла 26,2% (рис. 3)

Рис. 3 Соотношение турпотоков в Республике Крым

По географии прибытий туристов в Крым в 2013 году доминировали туристы из Украины - 65,6% общего турпотока. 26,1% общего турпотока - это граждане Российской Федерации, 4% - граждане Беларуси (рис. 4). Поток туристов, прибывающих из других зарубежных стран, распределяется следующим образом: граждане Турции - 34%, граждане Прибалтики - 15%, граждане Германии - 15%, граждане Великобритании - 10%, граждане Израиля - 7,5%, граждане США - 6%.

Самым популярным видом транспорта (рис. 5) для крымских туристов является железная дорога - 66% всех отдыхающих приезжают в Крым на поездах, 10% туристов прибывают авиатранспортом и 24% - автотранспортом (в т.ч. через Керченскую паромную переправу). При этом наблюдается рост количества туристов, прибывающих авиатранспортом. Авиапоток за 2013 год составил 604,4 тыс. чел., что на 7,7% больше по сравнению с 2012 годом и в 1,6 раза больше, чем в 2009 году (рис. 6)

Рис. 4 Структура туристического потока по географии прибытия в Республику Крым

Рис. 5 Распределение турпотока по видам транспорта

Рис. 6 Авиапоток за 2009-2013 гг., тыс. чел.

Ежегодно в структуре турпотока по автотранспорту на долю туристов, прибывших в Крым паромной переправой «Крым-Паром», приходится порядка 28% - ежегодно прибывает более 350 тыс. чел. Однако уже в 2014 году наблюдается рост пассажиропотока через паромную переправу (в 2-2,5 раза).

1.1 Крымские объекты размещения и туристские предприятия Крыма

На территории Республики Крым расположено 825 санаторно-курортных и гостиничных учреждений. Из них 467 учреждений предоставляет специализированное санаторно-курортное лечение или услуги оздоровительного характера, остальные 358 учреждений - услуги по временному размещению.

Из 467 крымских здравниц 151 учреждение предоставляет специализированное санаторно-курортное лечение, 316 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера.

С позиции развития туризма особый интерес представляет категория здравниц, в которых представляются различные оздоровительные и медицинские услуги. Данная категория представлена следующими основными типами объектов размещения: санатории, пансионаты с лечением, детские санатории, гостиницы с лечением, медицинские реабилитационные центры, лечебно-оздоровительные центры, оздоровительные комплексы, туристско-оздоровительные комплексы (рис. 7).

Кроме этого, с позиции развития туризма Республики Крым интерес представляет категория учреждений, предоставляющих услуги оздоровительного характера. Данная категория состоит из 224 объектов (пансионаты, туристско-оздоровительные комплексы, туристско-оздоровительные центры, гостиницы), в которых предоставляется первичная консультация врача, SPA-услуги, программы диетического питания, есть пляж, бассейн, сауна и др.

Рис. 7 Классификация крымских объектов размещения

Кроме того, в Крыму насчитывается 92 детских оздоровительных лагеря (рис. 8).

Рис. 8. Распределение детских оздоровительных лагерей по регионам Крыма

Также отдельно насчитывается 31 детский санаторий. В итоге, суммарное количество детских учреждений в Крыму - 123.

По принципу круглогодичности в Крыму функционируют 315 круглогодичных объектов (из них 128 - санаторно-курортных), 510 сезонных (из них 465 - санаторно-курортных).

Территориальное распределение здравниц по регионам Крыма выглядит следующим образом:

в Ялтинском регионе расположено 168 объектов,

в Феодосийском - 112,

в Алуштинском - 107,

в Евпаторийском - 103,

в остальных 12-ти регионах - 335 объектов размещения (включая города Симферополь, Старый Крым и Советский район).

Отличительной особенностью территориального расположения специализированных санаториев является их концентрация в Ялтинском районе - 33 (44% от общего количества). При этом 70% детских санаториев сосредоточено в Евпатории.

В крымских здравницах осуществляется лечение бронхо-легочных, неврологических, опорно-двигательных, сердечнососудистых, гинекологических и других заболеваний. Кроме этого, на территории Республики функционируют 4,5 тысяч домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и 14 тыс. квартиросдатчиков (частный сектор). Особенность этого сектора заключается в том, что он принимает свыше 80% всего туристского потока (более 4 млн туристов в год).

В Крыму осуществляют туристическую деятельность 208 туроператоров. В реестр специалистов туристского сопровождения внесено 1147 специалистов туристского сопровождения (экскурсоводов и гидов-переводчиков). В базу экскурсионных туров и маршрутов, разработанных субъектами предпринимательства, включено около 200 маршрутов.

В Крыму функционирует 21 туристско-информационный центр в 10 регионах полуострова: гг. Керчь, Саки, Симферополь, Ялта, в Судакском, 9 Евпаторийском, Феодосийском регионах, а также в Бахчисарайском, Черноморском и Ленинском районах. Из них 11 являются круглогодичными.

1.2 Функционирование пляжей Республики Крым

Общая протяженность пляжей Республики Крым составляет 517 км.

По состоянию на 1 апреля 2014 года на территории республики насчитывается 560 пляжей, из которых по функциональному назначению 69 являются лечебными (пляжи санаториев), 58 - оздоровительными (пляжи других лечебно-оздоровительных учреждений), 71 - детскими (пляжи детских оздоровительных учреждений), 332 - пляжами общего назначения, функциональное назначение 30 пляжей в настоящее время определяется (рис. 9).

Рис. 9 Крымские пляжи по состоянию на 01.04.2014

В 2013 году на территории республики 10 пляжей получили сертификаты «Голубой флаг» Фонда экологического образования (FEE), тем самым подтвердив соответствие международным требованиям безопасного и комфортного отдыха.

1.3 Развитие туризма в Крыму

Основой для развития туризма является особое географическое положение, разнообразный климат (климат Южного берега Крыма - субтропический средиземноморского типа) и огромный природный потенциал: Черное и Азовское моря, Крымские горы, около 900 пещер, самые крупные - Красная, Мраморная, Узунджа, Эмине-Баир-Хосар, 1657 рек и временных водотоков общей длиной 5996 км, 30 естественных озер и 1554 искусственных водоемов, 15 водопадов, самые значительные из них Учан-Су и Джур-Джур, 6 заповедников (Крымский, Ялтинский горно-лесной, Мыс Мартьян, Карадагский, Казантипский, Опукский).

На территории Республики Крым расположено свыше 11,5 тыс. памятников истории, культуры и архитектуры, относящихся к различным историческим эпохам, цивилизациям и религиям. Здесь находится 26 месторождений лечебной грязи и рапы, более 100 источников минеральных вод различного химического составах. В Крыму насчитывается 6 государственных заповедников, 33 заказника (в том числе 16 общегосударственного значения), 87 памятников природы (13 - общегосударственного значения), 10 заповедных урочищ, 850 карстовых пещер (из них 50 признаны специалистами пригодными для обустройства и посещения туристами), шахт, колодцев и более 30 парков - памятников садово-паркового искусства общегосударственного и мирового значения.

В Крыму развиваются следующие виды туризма:

культурно-познавательный (в Крыму действуют 17 государственных музеев, более 300 общественных и ведомственных музеев. Только в фондах государственных музеев хранится около 800 тыс. экспонатов);

событийный (в Крыму ежегодно проводится более 100 различных фестивалей: музыкальные и винные, военные и хореографические, театральные и кинематографические, спортивные и фольклорные. Многие из них стали уже традиционными для Крыма - это фестивали «Война и мир», «Казантип», «Генуэзский шлем», «Театр. Чехов. Ялта», «Великое русское слово», Международный телекинофорум «Вместе» и другие);

пешеходный (в горно-лесной зоне Крыма расположено 84 туристские стоянки, 39 мест массового отдыха населения, 284 туристских трасс); 11

велосипедный (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог создают условия для езды на велосипедах. Наиболее разнообразен для горного велотуризма Юго-Западный Крым);

автотуризм (на территории Крыма действует более 40 автокемпингов, около 100 автостоянок и парковок с общим количеством мест более 3,5 тыс., свыше 250 автозаправок, а также более 110 станций технического обслуживания и более 210 придорожных кафе);

подводный (локальный дайвинг, дайв-круизы, школы обучения, детские лагеря с обучением подводному плаванию);

конный (на территории Крыма расположено более 20 конных клубов, которыми разработаны одно- и многодневные маршруты конных прогулок для туристов);

этнографический (на полуострове проживают представители 115 национальностей, расположено 92 этнографических объекта, на основе которых разработаны культурно-этнографические маршруты);

сельский (в Крыму насчитывается более 80 объектов сельского туризма);

спортивный (международные соревнования по дельтапланерному спорту, воздухоплаванию на тепловых аэростатах и другие);

круизный (прием круизных судов в Крыму могут осуществлять четыре морских порта, расположенных в городах Ялта, Севастополь, Керчь, Евпатория. В 2013 году в Крым зашло рекордное количество круизных судов

144, что на 45% больше количества судозаходов навигации 2012 года. Количество туристов составило 63009 человек (в 2012 году - 62984 человек).

Традиционным лидером среди портовых городов Крыма является Ялта, 2013 году было обслужено 108 океанских лайнеров и 16 круизных судов класса «река - море»).

На территории Республики Крым функционирует 6 аквапарков:

Аквапарк «Банановая республика «Аквапаркос» (Сакский район)

Аквапарк «Миндальная роща» (г. Алушта)

Аквапарк «Зурбаган» (г. Севастополь)

Аквапарк «Голубой залив» (п. Симеиз, Б. Ялта) 12

Аквапарк «Водный мир» (г. Судак)

Аквапарк «Коктебель» (п. Коктебель, г. Феодосия)

Ежегодно в Крыму проводится более 100 фестивалей и событийных мероприятий. Кроме уже всем известных - «Генуэзский шлем», «Война и мир», «Джаз-Коктебель», более 30 (праздники искусств народов, ремесленное, кулинарное мастерство) проводятся в период «бархатного сезона», что собирает большие целевые аудитории и является привлекающим фактором

2. Особенности управления туристической деятельностью

Актуальность теоретико-социологического осмысления управления в туристской отрасли на современном этапе обусловлена как практикой функционирования туристской отрасли, испытывающей растущую потребность в систематизации знаний по организации деятельности субъектов управления туризмом, так и необходимостью определения путей совершенствования управления туризмом, поиска оптимального вектора развития отрасли с учетом баланса интересов всех участников процесса: потребителей, поставщиков услуг, органов государственной власти и местного самоуправления.

Управление в туризме имеет ряд особенностей, обусловленных специфическими свойствами услуг, предоставляемых туристскими организациями. Как интегрированный вид деятельности, туризм включает в себя активность субъектов разного уровня и может быть нацелен на достижение различных результатов. Вопросы организации эффективного взаимодействия между участниками должны находиться в центре внимания всех субъектов управления туризмом, заинтересованных в координировании своих действий и реализации совместных программ развития отрасли.

Во-первых, особенность управления в туристской отрасли заключается в большой глубине проникновения и сложности взаимосвязей между составными элементами туристской отрасли: управление множеством туристских организаций должно складываться единую систему управления, включающую в себя как регулирующую деятельность со стороны органов государственной власти, так и самоуправление на уровне фирм и их объединений.

Во-вторых, специфика управления в туристской отрасли отображается в том, что она по своей сущности является антропоцентричной - человек, с его потребностями, системой ценностей, ментальностью, предстает в качестве стержня всей этой системы. Именно от этого следует отталкиваться субъектам управления в отрасли.

В-третьих, не менее важной особенностью управления в области туризма является его сезонность. Предложение туристских услуг отличается негибким производством, они могут потребляться только непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конце сезона в другой регион, не могут приспособиться в пространстве и времени к изменению спроса. Данное обстоятельство обязательно должно учитываться руководителями туристских предприятий, поскольку колебание спроса может существенно ухудшить условия функционирования всего туристского комплекса.

В четвертых, управление в туристской отрасли отличается своей двухуровневостью, соединением в единую систему двух качественно различных состояний социальной реальности - искусственно спланированной и сознательно организованной деятельности людей ради решения определенных задач, и складывающейся системы отношений между участниками совместной деятельности как отношений самоуправления и самоорганизации. Это соотношение намеренного и стихийного компонентов составляет основное социальное качество социокультурного «тела» управления. (Тихонов, 2001 г.)

В-пятых, особого внимания требует учет такой особенности, как непервичность туристской услуги. Туристский продукт не является товаром первой необходимости, спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, а потому изменение покупательской способности населения сказывается на туристских услугах, и своевременное получение информации позволит скорректировать объемы и цели управления.

В-шестых, это специфика маркетинга в туризме. Для управления в туристской отрасли большее значение имеет маркетинг. Продавец туристской услуги, не имея возможности представить ее образец, как это практикуется при реализации товаров, должен найти возможность продемонстрировать преимущества своего товара - услуги, что можно сделать только при хорошо налаженной системе маркетинга. Потребитель, как правило, не может увидеть туристский продукт до его потребления, а само потребление осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги.

Кроме того, в связи с непостоянством качества услуги, субъективизмом в оценке возникает необходимость ее постоянного контроля, то есть эта функция менеджмента приобретает особую значимость. Одна и та же туристская поездка может быть по-разному оценена двумя разными людьми. Сама же туристская услуга уникальна, повторить ее во всех аспектах не представляется возможным. В связи с этим управление в туристской отрасли должно быть сосредоточено на направлении создания системы сбора, обработки и распространения информации.

В-седьмых, эффективность функционирования туристской отрасли проявляется не сразу, как справедливо отмечает Э. Шереметьева, а с временной задержкой, обусловленной длительным периодом отдачи инвестированных средств, причем если цель развития носит социальный характер, то эффект не будет выражаться в стоимостной форме. (Шереметьева Э, 2008 г.)

Следующей, восьмой, особенностью является то, что в силу того, что туристская среда, несмотря на свою социальную направленность, имеет преимущественно коммерческий характер, большинство субъектов туристского бизнеса основной целью своей деятельности определяет, безусловно, получение прибыли. А потому, на наш взгляд, особо существенным представляется осознание субъектами управления тех последствий, в том числе экономических, которые могут появиться в результате неэффективного взаимодействия между всеми представителями туристского рынка (например, в случае несвоевременной подачи документов на визу, возможна аннуляция всего пакета туристских услуг; в случае изменения расписания авиаперелетов - изменения вносит и принимающая сторона). Именно личная заинтересованность в эффективной организации взаимодействия субъектов управления в туризме в ходе выработки управленческих решений способна мотивировать туристские предприятия искать взаимовыгодные варианты сотрудничества, признавая приоритет общих интересов над индивидуальными. Грамотно выстроенная, отлаженная и надежная сеть коммуникаций между всеми партнерами позволяет каждому отдельно взятому субъекту туристского рынка защитить себя, своих потребителей и партнеров от нестабильности внешней среды и кризисных последствий.

В-девятых, особенностью управления в туристской отрасли является зависимость от макросреды (природная, политическая и экономическая обстановка, форс-мажорные обстоятельства), что, во-первых, находит отражение в эластичности спроса; во-вторых, подчеркивает необходимость доверия при предоставлении туристских услуг, поскольку отношения между всеми поставщиками отдельных услуг, составляющими цельный туристский продукт, и потребителями услуг строятся именно на доверии, так как оценить качество самого туристского продукта можно только в процессе потребления.

Рассматривая туристскую отрасль, необходимо отметить, что она является одним из самых рискованных видов деятельности в сфере предоставления услуг, вследствие чего увеличивается число рисковых случаев, характерных именно для туризма. Риск присутствует на всех стадиях оказания туристских услуг и охватывает всех субъектов туристской отрасли. В туристской отрасли риск наступления нежелательных событий и их негативных последствий особенно велик еще и потому, что сам характер оказания услуг часто связан с пребыванием туристов в различных экзотических, экстремальных и непривычных для них местах, где трудно предусмотреть наличие неблагоприятных для здоровья туристов факторов. Кроме того, при взаимодействии большого числа деловых партнеров (зарубежные туроператоры, консульские службы, отели, транспортные и экскурсионные компании) согласованность их действий затрудняется, что также объясняет значимость и актуальность категории «доверие» для туристской сферы.

Современный туризм подвержен процессам глобализации, что означает усиливающуюся взаимозависимость государств и отдельных регионов, образующих мировое сообщество, их постепенную интеграцию в общую систему с едиными для всех правилами и нормами экономического, политического и культурного поведения, а потому вопрос о повышении уровня доверия между субъектами управления и укреплении партнерских отношений представляется особенно актуальным.

Глобализация в туризме характеризуется единым информационным пространством для субъектов рынка, наличием потребителей услуг в разных точках мира, международными представительствами субъектов туристского бизнеса и каналами распространения продукции, размещением производства с учетом максимально возможной реализации конкурентных преимуществ, экономией, получаемой от международного масштаба деятельности, высокими издержками на развитие продукции и быстро меняющимися технологиями, государственным регулированием отрасли (введением единых стандартов оказания услуг, стимулированием и поддержкой определенных видов туризма, защитой прав потребителей).

Рынок насыщен предложениями различной направленности и ценового уровня. На национальных рынках конкурируют местные и международные перевозчики. Следует также отметить, что туристская отрасль является открытой по отношению к внешнему воздействию, находящемуся за пределами контроля субъектов туристской деятельности. Как следствие, между ними активно развивается сотрудничество в форме координации и интеграции интересов партнеров для реализации совместных проектов и укрепления позиций на рынке. В перспективе конкурентные преимущества будут обеспечены только тем организациям индустрии туризма, которые будут способны на равных конкурировать за потребителя с иностранными компаниями, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Глобализация порождает взаимозависимость участников туристского рынка - на сегодняшний день изменение спроса на рынке одной страны способно стимулировать или же, напротив, сдерживать рынок другой. Эта взаимосвязь объясняет необходимость развития системы мер, направленных на придание туристской отрасли стабильности. Особую роль для субъектов туризма начинают играть категории «доверие» и «риск», без которых отрасль не может существовать на сегодняшний день.

Таким образом, перечисленные особенности управления в туристской отрасли свидетельствуют о том, что необходимо создание благоприятного климата для ее функционирования и развития, и это возможно только при тесном сотрудничестве всех заинтересованных субъектов - туристских организаций, потребителей и государства, проведения государственной политики в отношении сферы туризма на основе признания его не только перспективной экономической отраслью, но и значимой составляющей социальной сферы, реализующей в своей деятельности целый ряд важнейших социальных функций. Указанные факторы актуализируют вопрос об эффективности функционирования системы управления в туристской отрасли. Однако в настоящее время, как показывает анализ управления, этой деятельности недостает системности, управление характеризуется фрагментарностью.

Острая конкурентная борьба за потребителя, глобализация и интеграция туристского бизнеса ставят перед организациями индустрии мирового туризма задачу совершенствования методов принятия и реализации решений, повышения эффективности их деятельности, которые условно можно разделить на две категории: технические приемы, направленные на повышение потребительского спроса, и организационно-управленческие, связанные с уменьшением инвестиционных рисков путем оптимизации управления и внедрения новых организационных форм управления (стратегических альянсов).

Как справедливо отмечает Дуран Т.В., совместность производительной деятельности позволяет компенсировать слабости каждого отдельно взятого субъекта, поэтому и зависимость от других для осуществления совместной деятельности можно назвать компенсационной связью. Субъект - субъектная связь отражает зависимость индивидов друг от друга в силу разных оснований: они либо осуществляют общую деятельность, хотя при этом выполняют разные функции, либо обмениваются результатами деятельности (Дуран, 2011 г.)

Опираясь на вышесказанное, можно предложить 3 теоретические модели взаимодействий в рамках оказания туристских услуг:

Односторонне направленная модель, характеризующаяся воздействием одного из субъектов туристской отрасли (потребитель услуг, орган государственной власти, субъект туристской деятельности) на других, в целях удовлетворения своих интересов;

Двусторонне направленная асимметричная модель, характеризующаяся взаимодействием двух акторов для достижения общих целей с учетом интересов друг друга при отсутствии согласования интересов со стороны третьего;

Двусторонне направленная симметричная модель, характеризующаяся взаимодействием указанных субъектов туристской отрасли в процессе достижения общих целей с учетом интересов друг друга.

Выявленные особенности управления в туристской отрасли приводят нас к выводу о том, что в туризме имеет смысл двусторонне направленная симметричная модель, обусловленная пониманием значимости и необходимого доминирования компенсационных связей в силу взаимозависимости субъектов. На практике же преобладает разнонаправленность действий и стихийность управления, результатом чего становятся банкротства предприятий, их неспособность противостоять кризисным явлениям и форс-мажорным ситуациям, что влечет за собой незащищенность потребителей услуг и нарушения законодательства в отношении защиты их прав.

Из теоретических моделей на практике в большей или меньшей степени встречаются три модели управления.

Первая модель предполагает отсутствие центрального государственного администрирования, все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации», т.е. решения относительно развития отрасли принимаются на основании интуитивности, не реализуется единая концепция развития национального туризма, вследствие чего сфера туризма развивается стихийно и бессистемно. Модель саморегуляции была избрана США в 1997 г., однако в настоящее время США пересмотрели принципы государственного регулирования туристской сферы, признавая, что туризм - значимый компонент национальной экономики, и он может успешно развиваться только при существенной поддержке со стороны государства.

Вторая модель предусматривает наличие сильного и авторитетного министерства, контролирующего деятельность отрасли на основе принципов партнерства государства и туристского рынка. Данная модель («партнерская») предполагает признание сферы туризма значимым сектором национального хозяйства, обеспечивает существенную государственную поддержку высоких темпов роста национального туристского производства.

Центральная государственная туристская администрация активно взаимодействует с местными властями и частным бизнесом. Еще одна существенная составляющая такой модели - четкое разделение органов государственного турадминистрирования на две ветви. Одна ветвь занимается глобальными вопросами государственного управления: нормативно-правовой базой для отрасли, обработкой статистической информации, координацией деятельности регионов, международным сотрудничеством на межгосударственном уровне. Вторая ветвь - маркетинговая. В ее компетенцию включено все, что необходимо для создания образа страны за границей: участие в выставках, управление туристскими представительствами за рубежом. Для реализации партнерской модели требуются определенные условия: большие финансовые вложения в индустрию туризма, инвестирование в туристскую инфраструктуру. Основной целью такого взаимодействия является уменьшение роли центральной исполнительной власти в экономических процессах и снижение государственных расходов за счет привлечения финансовых ресурсов (инвестиций) из частного бизнеса. Кроме туристских администраций и национальных туристских организаций, как правило, включающих в себя представительства за рубежом, на процессы регулирования туристского бизнеса существенное влияние оказывают многочисленные отраслевые ассоциации. Партнерская модель на протяжении многих лет является затратной, но эффективной, реализуется в таких государствах, как Испания, Италия, Франция (Саак, 2007 г.)

Третья модель организации управления туристским комплексом - «административная модель» - представляет собой включение задач управления на уровне центральных органов исполнительной власти в компетенцию какого-либо многоотраслевого министерства. Данная модель предполагает признание туристского сектора в качестве приоритетной отрасли национальной экономики. При реализации этой модели очень важно выбрать эффективные схемы взаимодействия федеральных и местных органов власти. По вертикали складывается цепочка ответственности за выполнение мероприятий в рамках федеральных программ развития туризма. В данном случае преобладают административные рычаги макроэкономического регулирования, а именно законы, федеральные программы развития туризма, лицензирование, сертификация и другие механизмы правовой регламентации туристского бизнеса. Важная роль отводится и экономическим инструментам: льготное налогообложение, государственные кредиты и прочее. Административная модель распространена в ряде стран с высокой туристской посещаемостью - Турции, Египте, Тунисе, Китае (Евдокимов, 2004 г.)

Практика мирового туризма подтверждает, что ни одна страна не в состоянии обеспечить успешное развитие туризма без активного и постоянного сотрудничества между разработчиками правовых актов и практиками туристского бизнеса. Подготовка нормативных актов по развитию и регулированию туристской деятельности, осуществляемая без предварительного научного анализа, также не является оптимальной.

В современных условиях, учитывая сокращение туристских прибытий в Россию на протяжении последних лет и недостаточную развитость национального туристского рынка, осмысленное вмешательство государства в туристский бизнес является, на наш взгляд, необходимым рычагом повышения эффективности функционирования отрасли. По масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации туристской отрасли для России наиболее приемлема третья модель управления. В то же время следует учитывать, что взаимодействие органов власти, частного сектора и ассоциаций - представителей туристского бизнеса не достигло европейских масштабов ни по вопросам государственного управления, ни в сфере маркетинга.

Туристская отрасль стала одной из первых, ощутивших на себе последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. В то же время кризис обнажил преобладание ситуационной модели управления, несогласованность действий участников управления и слабость планирования, а также необходимость согласованного регулирования отрасли всеми субъектами управления, так как большая часть туристского рынка потерпела значительные убытки в результате сложившейся ситуации. В таких условиях стабильность функционирования отрасли могла быть обеспечена только при условии выстраивания модели социального партнерства между всеми субъектами управления в сфере туристских услуг - органами государственной власти, представителями туристских организаций, их ассоциациями и потребителями услуг.

В российской туристской индустрии большинству компаний пока не свойственен системный технологичный подход к управлению брендом - все больше характерны стихийные процессы, направленные на закрепление фирмы на рынке, в связи с чем современная ситуация, сложившаяся в туристской отрасли, требует разработки приемов и способов управленческих воздействий, адекватных новым реалиям.

3. Государственное управление туризмом в Республике Крым

Соединения факторов туристического спроса и предложения должны осуществляться путем регулирования сферы туризма и путешествий в интересах развития страны в целом или региона.

Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.

Россия, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристских предприятий РФ - 350 зарубежных компаний или компаний со стопроцентным иностранным капиталом, которые занимаются в основном выездным туризмом.

Объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства в последний год вызвали сокращение въездного потока туристов в Республику Крым. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма Российской Федерации. В частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.

Практически исчезает адресный социальный туризм, осуществляемый в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов. Он предполагает оказание государственной помощи и процветает во многих зарубежных странах. В частности, к числу клиентов социального туризма относятся, например, школьники, молодежь, пенсионеры, инвалиды. По оценкам отечественных экспертов, в РФ потенциальных потребителей социального туризма свыше 80% населения страны.

Социальный туризм - путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

Социальный тур - минимально необходимый набор туристских услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Российской Федерации.

Базовый стандарт доступности социального тура - совокупность расчетных показателей минимально необходимого набора туристских услуг; устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Организация социального тури зма - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие на основании лицензии социальные туры при условии, что их реализация составляет в совокупности не менее 70% всех туристских услуг и норма рентабельности при формировании цены социального тура не превышает 10%.

Появление отмеченных негативных обстоятельств связано в основном с тем, что на современном этапе слабо действуют рыночные рычаги, обеспечивающие дальнейшее развитие туризма. Усиление действий рыночных рычагов связано с необходимостью обеспечения условий для приоритетного развития внутреннего и внешнего туризма с целью возрождения традиционных центров туризма и освоения новых туристских районов. Слабое действие рыночных рычагов и явно недостаточное социальное ориентирование в сфере туризма нуждаются в активном государственном вмешательстве.

Предполагается необходимым государственное регулирование в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.

Первое направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов) и государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах «спрос - предложение» на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.).

Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.

Государственную политику в сфере туристической деятельности в Республике Крым осуществляет Министерство курортов и туризма Республики Крым.

Министерство курортов и туризма Республики Крым (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Главой Республики Крым и Советом министров Республики Крым.

Министерство проводит государственную политику и осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю в санаторно-курортной и туристской отрасли, отраслевое управление в данной отрасли, оказывает государственные услуги, управляет государственным имуществом, а также координирует в установленных случаях деятельность иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым в санаторно-курортной и туристской отрасли

Министерство организует в пределах своих полномочий выполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией, обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Совета министров Республики Крым.

Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.

Воздействие со стороны Министерства является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления крымской сферой туризма.

Конкретные задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию, следующие:

принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;

создание условий для решения проблем социального, адресного туризма;

разработка программ развития государственного и частного секторов, с учетом перечисленных выше направлений;

обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;

обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.

За частным сектором, как правило, закрепляется создание туристических объектов и служб (гостиниц, турагентств, ресторанов, коммерческих туристических объектов и т.д.).

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ.

Государство, признавая туристическую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, руководствуется следующими принципами:

) содействует туристической деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

) определяет и поддерживает приоритетные направления туристической деятельности;

) формирует представление о РФ как стране, благоприятной для туризма;

) осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

При этом основными целями государственного регулирования туристической деятельности являются:

) обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

) охрана окружающей природной среды;

) создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

) развитие туристической индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;

) создание новых рабочих мест;

) увеличение доходов государства и граждан;

) развитие международных контактов;

) сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Определены конкретные направления государственного регулирования туристической деятельности.

Оно осуществляется путем:

создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;

содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;

установления правил въезда в РФ, выезда из неё и пребывания на её территории с учетом интересов развития туризма;

прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

налогового и таможенного регулирования; представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом;

содействия кадровому обеспечению туристической деятельности;

развития научных исследований в сфере туристической индустрии;

содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах; обеспечения картографической продукцией.

Поскольку турист получает комплекс услуг, предоставленных ему в определенном месте, где происходит туристическое мероприятие, деятельность муниципалитетов по поддержке оказания этих услуг может иметь достаточно большое значение, как на местном уровне, так и на региональном (межрегиональном) уровне.

Туруслуги оказываются, как известно, в местах представляющих географическую территорию, которую туристы или рыночный тур, сегмент выбирают с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Имеется налицо, таким образом, единый рынок туристического предложения, конкурентоспособная рыночная единица.

Распределение муниципальных задач по оказанию туристических услуг могут быть при этом следующими.

На местном уровне (на уровне населенных пунктов):

планирование местности для турмероприятий, инфраструктурные мероприятия;

маркетинг (рыночное предложение местности);

координация работы турфирм;

информация для туристов, их сопровождение;

организация досуга туристов;

организация собраний конгрессов туристов.

На региональном и межрегиональном уровне:

развитие области, туррегиональное планирование, мероприятия по сохранению природы и культуры;

анализ рынка, разработка концепции маркетинга;

меры по осуществлению кооперации и предоставление интересов в объединенных службах, управлениях;

профессиональные консультации, организация внутреннего маркетинга;

работа с прессой, с отечественными и иностранными турбюро, транспортными предприятиями, организация услуг предприятиями гостиничного комплекса и питания, туроператорами и посредниками.

Министерством разработана Программа развития и реформирования рекреационного комплекса Крыма 2014-2016. В соответствии с этой программой можно выделить основные направления развития туристической деятельностью в Республике Крым

Список использованной литературы

1.Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

2.Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: история и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 318 с.

.Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 175 с.

.Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. - 2-е изд. - М.: Академия, 2008. - 192 с.

.Бутко И.И., Ситников Е.А., Ушаков Д.С. Туристический бизнес: основы организации. - изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 384 с.

.Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.

.Дуран Т.В. Теория социального управления: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2011. -191 с.

.Дурович А.П. Организация туризма: учеб. пособие/ А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. - Мн.: Новое знание. - 2003. - 632 с.

.Евдокимов К.А. Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества: дис. кандидата социологических наук: 22.00.04 [электронный ресурс].

.Егоренков Л.И. Экология туризма и сервиса: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 208 с.

.Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник/ Е.Н. Ильина. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 256 с.

.Квартальнов В.А. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 288 с.

.Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник/ В.А. Козырев, И.В. Зорин, А.И. Сурин и др. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.

.Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 208 с.

.Тихонов А.В. От социологии менеджмента к социологии туризма // Социологические исследования. 2001 №2.

.Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: уч. пособие. СПб.: Питер, 2007.

.Савояров Н. Помощь в преодолении кризиса // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. - 2009. - №9. С. 28 - 29.

.Ушаков Д.С. Технология выездного туризма: учеб. пособие. - Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 384 с.

.Черевичко Т.В. Экономика туризма. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 364 с.

.Шереметьева Э. Угличу под силу стать «российским Давосом» // Муниципальная власть. 2008. №4.

.Экономика и организация туризма: международный туризм: Учеб. пособие/ Е.Л. Драчева, ЮВ. Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:КНОРУС, 2009. - 586 с.

Курортный полуостров формирует и обсуждает новую стратегию развития туризма, основанную на «гении места»

Море, солнце и вода — такой набор преимуществ открывает верный путь к жесткой ценовой конкуренции за туристов. История, кухня, природа, вино, фестивали — звучит уже перспективнее. Курортный полуостров формирует и обсуждает новую стратегию развития туризма, основанную на «гении места».

Не пляжем единым

Пляжный туризм — естественная специализация туризма для Крыма. Можно даже сказать, очевидная. Проблема в том, что турист, который пускается в путь только ради пляжа, не лоялен — ему примерно все равно, в какой точке планеты находится отрезок морского берега, пригодный для отдыха, поэтому цена поездки становится не только главным, но и практически единственным фактором выбора. Соответственно, регион, делающий основную экономическую ставку на пляжи, попадает в полную зависимость от ценовой ситуации у ближайших конкурентов.

Если Турция, Греция или даже Краснодарский край сделают российским туристам очевидно более выгодные предложения, Крым тут же потеряет значительную часть турпотока. Кроме того, полуострову, где в году бывает до 300 солнечных дней, становится тесно в рамках пляжного сезона—он хотел бы принимать гостей круглый год.

В этом году регион проводит несколько крупных мероприятий в ноябре, тем самым рассчитывая привлечь внимание заинтересованной публики, в том числе, участников индустрии гостеприимства и инвесторов, к своим круглогодичным, не зависящим от пляжей возможностям.

Гений места

Крыму нужно ориентироваться в основном на тех гостей, кто может оценить регион как уникальное место, обладающее неповторимым набором преимуществ. Для этого необходимо сделать акцент на продвижении«специалитетов» полуострова, пока менее известных, чем его пляжи, считают эксперты туристической индустии.
«В Крыму колоссальная культурная и историческая составляющая, которую предстоит еще продвигать: Херсонес, древние городища в Бахчисарайской долине, место проведения Ялтинской конференции 1945 года и любимая резиденция последнего русского императора Николая II — Ливадийский дворец, Массандровский и Воронцовский дворцы, древние крепости Феодосии и Керчи. Здесь жили и творили Пушкин, Цветаева, Волошин, Чехов. Сохранились их дачи и дома их друзей. Таких объектов великое множество и чтобы просто поездить, посмотреть, оценить кухню в симпатичных маленьких кафе и ресторанах, насладиться видами — недели точно мало. И для этого лучше всего подходит не лето, когда здесь слишком жарко. Идеальным является осенне-весенний период», — убежден министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко.


Вадим Волченко (Фото: пресс-служба)

Как замечает министр, часто от приезжающих на полуостров можно услышать: «я был в Ливадийском и Воронцовском дворцах, больше туда не хочу, а что еще посмотреть — даже не знаю».

Недооценена территория и с точки зрения активного отдыха и экотуризма. «Тут огромное количество пеших живописных троп, причем, достаточно доступных. Максимум, что вам понадобится — удобная обувь. И вы уже гуляете по широкой тропе, покрытой хвоей, с роскошными видами. Такого в Крыму действительно много, но люди знают об этом недостаточно», — подчеркивает он.

В зимний и осенне-весенний период особенно привлекательным является медицинский туризм. Крым, славившийся в советское время своими курортами и санаториями, во многом сохранил эту инфраструктуру и, что немаловажно, здесь остались высококвалифицированные специалисты, владеющие уникальными лечебно-восстановительными методиками.

Конечно, существующая медицинская база требует обновления. «Необходимо выходить на современные продукты, в том числе люксовые, связанные с диагностикой организма (Check-Up), новыми востребованными процедурами, и отказаться уже от этого термина «санкур». Люди должны понимать, что здесь предлагают идущие в ногу со временем медицинские услуги», — уверен генеральный директор MriyaResort&Spa Грант Бабасян.


Грант Бабасян (Фото: Mriya Resort & Spa)

При этом он подчеркивает, для привлечения туристов обычных маркетинговых инструментов недостаточно. «Задача — убедить клиентов приехать к нам. А убедить сегодня можно только одним способом — из рук в руки, когда один приехал, попробовал, рассказал знакомым. Однако этот фактор «сарафанного радио» очень чувствителен к качеству, ведь если что-то будет не так, не вернется не только сам клиент, но не приедут и его знакомые», — поясняет Бабасян.

Кроме того, продолжает руководитель MriyaResort&Spa, Крым сильно отличается о других регионов тем, что тут почти на каждом километре есть тот или иной культурный объект или достопримечательность. Поэтому все необходимо привести в порядок, а где-то создать заново всесезонную инфраструктуру. Например, сделать закрытым тот же дельфинарий, чтобы он мог функционировать не только летом. «Появление крытых бассейнов, работающих круглый год океанариумов, конгресс возможностей повлечет увеличение загрузки отелей, развитие сопутствующей туристической инфраструктуры и всего полуострова в целом. Именно на этом нужно делать упор, чтобы в будущем полуостров мог развиваться уже без государственных вливаний», — уверен Бабасян.

Расширение сроков туристического сезона за счет развития самых разных направлений позволит не только увеличить поток отдыхающих, но и распределит нагрузку на инфраструктуру, отмечает министр туризма Крыма Волченко.

Гастрономический рай

Существенно продвинуть Крым как территорию, привлекательную для туристов, может и развитие событийного туризма.

«Грамотное организованное событие способно увеличить число туристов на четверть», — говорит вице-президент Национальной ассоциации специалистов событийного туризма (НАСТ), председатель экспертного совета Национальной премии в области событийного туризма RussianEventAwards Игорь Каверзин. И считать в этом случае стоит не только туристов, посетивших само мероприятие, но и тех, кто узнал о туристической локации благодаря продвижению события и сможет посетить его в другое время.

«Сегодня Крым с точки зрения отдельных ярких, самобытных туристических событий достаточно активно развивается. Контент интересный, но пока нет комплексности и системности в формировании событийного календаря, нет взаимодействия событий друг с другом. Кроме того, пока остается недостаточно высоким уровень сервиса в сфере гостеприимства, в том числе в сфере событийного туризма», — считает Каверзин.

Эксперт выделяет три направления, на которых стоит сделать акцент при продвижении событийного туризма в Крыму. Во-первых, это реконструкторские события, которые отражают историческое разнообразие территории. Уже сегодня популярным является фестиваль «Генуэзский Шлем», — отмечает Каверзин.

Второе — морское направление — проведение парусных регат и фестивалей. И третье — это гастрономический туризм и гастрономические события. Крымская кухня очень разнообразна и этнически, и регионально. «Здесь можно отведать блюда крымско-татарской, греческой, болгарской кухни, — подтверждает министр туризма Крыма Волченко. — Больше того, вы можете выйти в море на лодке с местным жителем, а затем привезти улов в прибрежную кафешку, где вам его тут же приготовит — вкуснее рыбы не бывает! А крымские помидоры с ялтинский луком, домашним подсолнечным маслом и ароматным черным хлебом или только что собранные в лесу и зажаренные с картошкой грибы мало кого оставят равнодушным».

Праздник божоле — крымская версия

Отдельного упоминания заслуживают винные фестивали. Так, приводит пример Каверзин, осенью в Балаклаве проходит ежегодный фестиваль WineFest. В этом году с 4 по 6 ноября пройдет фестиваль молодого вина Ноябрьфест. По словам министра туризма Крыма, свои двери туристам откроют 15 винодельческих хозяйств, которые производят собственное вино в Крыму. Это, например, Массандра, Инкерман, Солнечная долина, Новый Свет, Коктебель и другие.

«Конечно, можно провести эти три выходных дня в Москве, Петербурге или полететь куда-то, но можно провести их в Крыму на празднике молодого вина. Поездить по хозяйствам, продегустировать вино, попробовать крымскую кухню и насладиться прекрасными видами», — говорит Волченко.

Винодельческий кластер

Как отмечает винодел Павел Швец, Крым (особенно территории в зоне Коктебеля, Феодосии, Судака и Севастополя) просто создан для развития виноделия и винного туризма. «В Херсонесе виноградорство появилось в IV веке до нашей эры. Здесь очень много автохтонных сортов винограда. Крым и причерноморское побережье являются родиной винограда «ВитисВинифера» (Vitisvinifera), который привезли в Европу и из которого там сегодня делают вино», — говорит он.


Павел Швец (Фото: личная страница Facebook)

Сейчас в Крыму идет активная работа в части развития небольших винодельческих предприятий, у которых имеются участки по 10-20 га. В Севастополе стоит задача довести число таких предприятий до 200 штук. Это, помимо развития производства, создаст очень хороший туристический кластер, уверен севастопольский винодел.

В регион приезжает много инвесторов, есть интерес к приобретению земли и созданию винодельческих предприятий полного цикла. При этом основными сложностями, с которыми сталкиваются бизнесмены, являются высокая стоимость земли и сложности ее оформления.

Также, обращает внимание Швец, инвестору важно понимать, что он не останется со своей продукцией один на один. «Если вы покупаете неизвестное хозяйство, например, в Бордо, сам бренд этой территории позволяет верить, что вы сможете реализовать продукцию и вернуть свои инвестиции. Люди пьют вина по названию винодельческого региона, поэтому региональный бренд — это очень важно», — поясняет он и добавляет, что в РФ работа в этом направлении началась.

Недавно законодательство стало позволять создавать такие наименования вин по происхождению. Помимо чисто юридических аспектов, подчеркивает Швец, должно пройти какое-то время, прежде чем потребители поймут, что под тем или иным российским брендом производится продукция высокого качества, и начнут узнавать этот бренд доверять ему.

Миллионные перспективы

Сегодня Крым посещают порядка 5 млн человек, но если решить инфраструктурные и логистические вопросы, расширить границы сезона, то в течение 12 месяцев полуостров сможет принимать до 7 млн туристов и это не предел, уверен Бабасян.

«Аквапарки, дельфинарии, океанариумы, крытые парки развлечений для детей, спортивные объекты, конгресс центр и прочая всесезонная инфраструктура даст около 50% туристического потока, еще 35% способна принести медицина. Винные тематические парки и долины — еще 5-10%, а дальше уже малые факторы: охотничьи угодья, экстремальный спорт и т. д., каждый из которых может принести в общую копилку по 2-3%», —заключает он.

На пути к росту

Искать новые точки притяжения туристов и обсуждать проблемы отрасли планируют участники международного туристического форума «Открытый Крым», который пройдет в Ялте 2—3 ноября 2017 года.

При этом министр призывает не забывать об инфраструктурных факторах, тормозящих развитие туризма. За последние четверть века инвестиции в развитие инфраструктуры Крыма практически отсутствовали. «Сегодня уже много делается, но впереди большой объем работ, связанный с ЖКХ (очистные сооружения, водопроводы), обустройством территорий, развитием сети автодорог и туристической инфраструктуры», — подчеркивает он.

Безусловно, отмечают крымские власти, требуются инвестиции в развитие баз размещения и строительства новых гостиниц, расширение пляжных территорий (сегодня таких 387) и улучшение их инфраструктуры, создание кемпингов. Крайне привлекательным для полуострова мог быть стать автомобильный туризм — здесь есть куда съездить на автомобиле и что посмотреть. Это, кстати, отличает полуостров от его соседа и конкурента—города Сочи, который, напротив, просит отдыхающих не приезжать на автомобиле из-за высокой нагрузки на дорожную инфраструктуру.

Важно, что на полуострове понимают: развитие инфраструктуры не заменяет грамотной стратегии формирования туристического продукта. Нужен поиск «своих» туристов и создание для них уникального, комплексного, предложения.