Петропавловский собор. Петропавловский собор снаружи и внутри Строительство и дальнейшее существование

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • Оглавление: Петропавловская крепость
  • Петропавловский собор Петропавловской крепости.

    Петропавловский собор - один из интереснейших памятников барочной архитектуры - представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное в плане здание, над восточной частью которого высится перекрытый куполом барабан, а над западной - колокольня со шпилем. Если вы внимательно осмотрите собор снаружи, то конечно же сразу отметите, что две пары волют западного фасада имеют невыразительные очертания и резко контрастируют с двумя изящными волютами восточного фасада; что на аттике восточного фасада торчит несколько металлических штырей; что барабан некрасиво врезается в двускатную крышу.


    Петропавловский собор, западный фасад. Декорированная пилястрами многоярусная колокольня .

    Все это - следы не совсем умелого восстановления собора после произошедшего в нем в ночь с 29 на 30 апреля 1756 года страшного пожара, вызванного ударом молнии в шпиль соборной колокольни. Такие удары обрушивались и на другие замечательные сооружения в нашей стране: так, от удара молнии в мае 1721 года в Риге сгорела церковь святого Петра, считавшаяся красивейшей в городе; в июне 1735 года в Петербурге из-за этого же сгорел Исаакиевский собор. Дважды молния ударяла в Петропавловский собор и до 1756 года, но тогда последствия не носили катастрофического характера. Строительство каменного Петропавловского собора началось в 1712 году.

    Неизвестный автор небольшой книги о Санкт-Петербурге, опубликованной в 1718 году во Франкфурте и Лейпциге, писал: "Я не хочу обойти молчанием большую церковь и высокую башню, которые начали строить в крепости. Судя по модели, которую я видел, это будет нечто прекрасное, подобного чему в России пока еще найти нельзя. Башня уже готова до стропил, она необычайной высоты и хорошей каменной кладки... хороших пропорций... Ее строил итальянский архитектор Трезини. Так как деревянная надстройка башни должна стать такой же высокой, как каменная ее часть, то эта башня, вероятно, будет превосходить по высоте все башни в Германии. О церкви можно сказать, что в ней будет все, на что можно претендовать в таком месте, где материалы трудно достать".

    Собор, освященный 29 июня 1733 года, являлся до пожара 1756 года зданием, в котором четко выделялись три продуманно связанные друг с другом основные части. Первой из них было собственно церковное здание. Оно представляло в плане вытянутый прямоугольник с немного более узким, также прямоугольным в плане, алтарем и перекрывалось тогда крышей сложного профиля. Восточный фасад здания завершал аттик с лучковым фронтоном и двумя большими волютами, украшенный деревянными скульптурами и вазами, которые поддерживались металлическими штырями. Западный фасад завершался аттиком с треугольным фронтоном и двумя другими большими волютами; этот фасад украшал также портик, который современники называли великолепным. Как во всех типичных барочных храмах, боковые фасады - северный и южный - были оформлены гораздо проще.


    Второй основной частью собора в 1733-1756 годах являлся барабан, возвышавшийся над крышей вблизи аттика восточного фасада и перекрытый куполом, который увенчивали фонарик и шлемовидная главка; третьей - квадратная в плане колокольня со сложным завершением, состоящим из двух восьмигранных куполов и двух восьмигранных фонарей, высокого восьмигранного шпиля, яблока над шпилем и креста с летящим ангелом, венчающего яблоко (основой всего этого завершения были деревянные конструкции). Хотя западный фасад колокольни возводился как продолжение западного фасада собора, зрительно колокольня до пожара 1756 года воспринималась "вырастающей" из-за аттика с треугольным фронтоном. С точки зрения своей первоначальной наружной композиции в целом, Петропавловский собор не имел за рубежом аналогов и потому являлся памятником совершенно оригинальным, созданным вдохновенной творческой мыслью швейцарского архитектора, для которого Россия стала второй родиной, и мастерством талантливых русских каменщиков и плотников.

    Вместе с тем отдельным частям первоначального Петропавловского собора нетрудно найти очень интересные параллели в известных зарубежных церквах XVI - XVIII веков, представляющих собой выдающиеся памятники архитектуры барокко. Так, первоначальное оформление западного фасада собственно церковного здания в нашем соборе было очень похоже на оформление главных фасадов знаменитых римских барочных церквей XVI -XVII веков - Иль Джэзу и святого Игнатия (колоколен в этих двух церквах нет). Бернская церковь Святого Духа, построенная в 1722-1729 годах, своим главным фасадом и возвышающейся над ним колокольней - квадратной в плане и увенчанной восьмигранными куполом, фонарем и шпилем,- также сразу же заставляет вспомнить Петропавловский собор в его первоначальном виде. Интересные частичные параллели первоначальному Петропавловскому собору обнаруживают известные лондонские церкви святой Брайды, святой Марии на Стрэнде и святого Мартина в Полях. Первая из них была построена знаменитым английским архитектором сэром К. Рэном в 1670- 1703 годах, вторая и третья - шотландцем Дж. Гиббсом в 1714-1717 и в 1722-1726 годах. Как и над бернской церковью, над каждой из этих трех лондонских церквей возвышается квадратная в плане колокольня, причем в церквах святой Брайды и святого Мартина в Полях колокольню увенчивают восьмигранные фонари и восьмигранный шпиль.

    Заметим, что, поскольку церковь святого Мартина в Полях, считающаяся самым выдающимся произведением Гиббса, послужила моделью для многих церквей, построенных в XVIII веке в Соединенных Штатах Америки, общие черты можно обнаружить между первоначальным Петропавловским собором и целым рядом архитектурных памятников этой страны, например небольшой церковью святого Павла в Нью-Йорке, построенной в 1760-х - 1790-х годах по проекту Т. МакБина. Следует добавить, что план собственно церковного здания и в первоначальном Петропавловском соборе, и во всех названных выше зарубежных церквах базиликальный, то есть имеет форму вытянутого прямоугольника, и что шпиль как декоративный элемент был широко распространен в средневековой архитектуре стран Северной Европы.

    Но нельзя забывать и о петербургском предшественнике - частичном аналоге Петропавловского собора - о церкви Воскресения Христова, построенной на Васильевском острове в то время, когда он целиком принадлежал А. Д. Меншикову, первому губернатору новой русской провинции, центром которой стал Санкт-Петербург. Церковь Воскресения, освященная 23 ноября 1713 года и разобранная в 1730 году, отличалась, по словам видевших ее, "архитектурою преизрядною" и имела "красивую башню", по очертаниям весьма напоминавшую соборную колокольню.

    Во время пожара Петропавловского собора в 1756 году сгорели деревянные крыша, купол над барабаном, скульптура на восточном фасаде и все сложное завершение колокольни, а кроме того был разрушен портик у западного фасада. В 1756-1779 годах собор был восстановлен, но прежний облик ему полностью не возвратили. Над собственно церковным зданием теперь появилась низкая двускатная крыша, и барабан стал некрасиво врезаться в нее. Фонарик над куполом этого барабана стала увенчивать модная в середине XVIII века древнерусская по форме ("луковичная") главка. Не были воссозданы скульптуры и вазы на восточном фасаде, а штыри, поддерживавшие их до пожара, не убрали. Императрица Екатерина II лично распорядилась в 1766 году, чтобы колокольня собора вновь строилась "точно так, какова прежняя была". Действительно, общим силуэтом, пропорциями и архитектурным убранством восстановленная колокольня сама по себе очень напоминала первоначальную. Однако западный аттик с треугольным фронтоном восстановлен не был - его заменили две пары плоских, лишенных изящества волют.

    В результате западный фасад колокольни зрительно стал восприниматься как продолжение западного фасада собора, и эффект "вырастания" колокольни из-за аттика с треугольным фронтоном исчез. Собор теперь уже нельзя было воспринимать членящимся на три основные части так же четко и выразительно, как это было до пожара. Работы по восстановлению соборной колокольни, проводившиеся в 1769-1779 годах, привлекли всеобщее внимание. Интересное упоминание о них можно найти в "Живописце" - сатирическом журнале, который издавал в 1772-1773 годах знаменитый русский общественный деятель и писатель Н. И. Новиков. Герой одной из новиковских сатир, уездный дворянин, просил своего сына: "Отпиши, Фалалеюшка, что у вас в Питере делается: сказывают, што великие затеи. Колокольню строят и хотят сделать выше Ивана Великого (знаменитой колокольни Ивана Великого в Московском Кремле .- К. Л.)".

    Говоря о колокольне собора, всегда упоминают любопытную историю о том, как в 1830 году кровельщик П. Телушкин починил на ней крест и ангела . Отличаясь огромной физической силой, Телушкин, выбравшись наружу из небольшого окошка в одной из граней шпиля и держась лишь пальцами за фальцы позолоченных листов на его ребрах и упираясь в эти фальцы носками ног, сумел обогнуть шпиль, таща за собой веревку. Таким образом он смог охватить шпиль веревочной петлей. Постепенно стягивая петлю и пользуясь также крючками, вделанными в некоторые листы, он добрался к подножию креста, откуда затем спустил к окошку веревочную лестницу и мог с ее помощью в дальнейшем уже без большого труда добираться до своего "рабочего места" под облаками.

    В середине XIX века в Петропавловском соборе снова проводились крупные ремонтные работы. Но на этот раз они не привели к каким-либо принципиальным изменениям в его внешнем облике. Сильно обветшавшие к этому времени шпиль, фонари и купола колокольни, основой которых были деревянные конструкции, сменились в 1857- 1858 годах почти такими же по форме новыми, в которых вместо дерева были использованы кирпич, доломит и сталь. Одновременно перестроили с использованием этих же долговечных материалов деревянные фонарик и главку на соборном куполе, сохранив их прежнюю форму, и частично переделали крышу собора. От первоначального наружного архитектурного убранства собора сохранилось немногое. Это пилястры, поддерживающие мощный антаблемент, окаймляющий все здание кругом, простые наличники больших прямоугольных окон с лепными изображениями херувимов наверху, лепное обрамление овального окна на восточном фасаде, изображающее облака и херувимов. Немного позже, когда вы будете осматривать собор внутри, вы увидите, что изображение херувима является характерной деталью убранства соборного интерьера.

    Что же касается скромных портиков у западных и южных дверей собора, то они появились уже после пожара 1756 года. Большое изображение Христа с апостолами Петром и Павлом, находящееся в аттике восточного фасада, украшенном двумя пышными волютами, было создано в 1873 году. Как в XVIII веке, так и сейчас особый интерес у всех, кто осматривает собор снаружи, вызывает его колокольня с необычайно изящным завершением (общая высота колокольни достигает 122,5 метра). Неизменное внимание привлекают также установленные на колокольне часы с курантами. Их изготовил в Голландии в 1757-1760 годах талантливый мастер Б.-Ф. Оорт Красе. Часы и куранты неоднократно ремонтировали, в частности в 1857-1858 годах, когда на колокольне меняли шпиль, купола и фонари.

    При этом ремонте на циферблате соборных часов впервые появилась минутная стрелка - до этого ее в главных часах города заменяли короткие перезвоны колоколов, раздававшиеся, как и в наши дни, каждые пятнадцать минут. Как раньше, так и теперь за последним в пределах часа "четвертным" перезвоном раздается часовой бой. Кроме того, сейчас куранты четыре раза в сутки - в шесть часов утра, в полдень, в шесть часов вечера и в полночь - вызванивают мелодию Государственного гимна Советского Союза. У восточного фасада собора сохранилось устроенное еще в XVIII веке маленькое кладбище. Здесь до начала XX века хоронили комендантов крепости.

    От собора отходит крытый переход, соединяющий его с Великокняжеской усыпальницей - церковью святого Александра Невского (патрона Петербурга), освященной 23 ноября 1908 года и построенной специально для захоронения в ней членов императорского дома Романовых (в Петропавловском соборе в конце XIX века мест для таких захоронений уже не стало хватать). Общая высота усыпальницы - около 60 метров. Ее средняя, квадратная в плане, часть перекрыта большим сомкнутым сводом с барабаном, куполом, фонариком и луковичной главкой.

    Великокняжескую усыпальницу, архитектуру которой с точки зрения стиля можно назвать эклектической, построили в 1897- 1906 годах по проекту, разработанному Д. И. Гриммом, А. Т. Томишко и Л. Н. Бенуа. Авторы проекта умело рассчитали местоположение постройки и ее высоту, а также явно преднамеренно уподобили завершение ее свода завершению купола Петропавловского собора, поэтому силуэты собора и усыпальницы сбалансированы относительно друг друга, а центральный архитектурный комплекс крепости в целом - относительно крепостных стен.

    Осмотрев центральный архитектурный комплекс крепости снаружи, войдите теперь в Петропавловский собор через его западные двери, то есть со стороны Соборной площади.

    Петропа́вловский собо́р (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла ) — православный собор в в , русских императоров, памятник архитектуры . С 1733 до 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким зданием Санкт-Петербурга, а до 1952 года — самым высоким в России.

    История

    Причины строительства

    Строительство и дальнейшее существование

    В 1756—1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара. В 1773 году освящён святой Екатерины. В 1776 году на колокольне были смонтированы мастера Б. Оорта Краса из .

    В 1777 году шпиль собора был повреждён бурей. Восстановительные работы велись архитектором , новую фигуру выполнил . В 1830 году повреждённую фигуру ангела ремонтировал , поднявшийся наверх без возведения .

    В 1857—1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (архитектор , инженеры , и ). Основной задачей была замена деревянных на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой , связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции . После этого высота постройки увеличилась на 10,5 метров .

    В 1864—1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор ); в 1875—1877 годах написал новые .

    В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала (серебряная , книги, иконы) было отдано в другие музеи .

    Архитектура

    По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор не похож на православные или церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание — базилику «зального» типа, характерное для архитектуры . Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра.

    Собор многократно ремонтировали и перестраивали. Поэтому реконструкция его изначального вида крайне затруднена. Эскиз под влиянием зарубежных впечатлений 1697—1698 годов сделал сам царь. Первый проект Петр I заказал шведскому архитектору Никодемусу Тессину Младшему (1654—1728) по образцу собора в Стокгольме. Рисунок ангела, венчающего шпиль (отличный от ныне существующего) сделал Трезини по образцу флюгера ратуши в (ныне существующий, четвертый по счету ангел после пожара 1756 г. и последующих переделок был сделан в 1857 г. по рисунку скульптора Р. К. Залемана). В результате перестроек высота шпиля была значительно увеличена, а изначально высокая кровля на голландский манер "с переломом" понижена. В результате существенно исказились пропорции, уродливо стал выглядеть непомерно высокий барабан с маленьким куполом. На западном фасаде добавили вторую, верхнюю пару волют. Колокольня претерпела значительные изменения (перестройки 1757—1776 и 1857—1859 гг.). Пристроенный входной портик исказил задуманную композицию западного фасада. Проектные чертежи храма не сохранились, однако известно, что царь приказывал отдавать чертежи «архитектов» граверам, чтобы те изображали еще не построенные здания как действительно существующие. Считается, что наиболее достоверное изображение Петропавловского собора до позднейших перестроек имеется на гравюре по рисунку М. И. Махаева 1753 г. Известно, что Махаев пользовался чертежами собора 1747—1748 гг. Двухъярусная колокольня в проекте Трезини, как это видно на гравюре, представляла собой автономный объем, несколько заглубленный по отношению к барочному фасаду, причем не русского, а западного, башенного типа. Это становится особенно заметно в сравнении с ярусной башней церкви Архангела Гавриила в Москве (Меншиковой башни), непосредственно предшествующей петербургским колокольням. Ярусные колокольни традиционны для древнерусской архитектуры. Исследователи считают, что изначально планировалась колокольня именно западноевропейского, башенного типа. Один из вариантов первого проекта Трезини (возможно, неосуществленный в натуре) представлен на гравюре А. Ф. Зубова (1727). Аналогичную колокольню Трезини проектировал для Александро-Невского монастыря близ Петербурга, также запечатленную на гравюре Зубова .

    Одним из прототипов Петропавловского собора считал здание биржи в Копенгагене, где до приезда в Россию работал Трезини . В качестве ближайших прототипов колокольни называют башню церкви Св. Петра в Риге (1688-1690; ее царь Пётр видел в начале первого путешествия за границу), церкви Сент-Мэри-ле-Бау (1670-1683, К. Рен) и Сент-Мэри-ле-Стрэнд (1714-1717, Дж. Гиббс) в Лондоне. Наибольшее сходство с Петропавловским собором имеет лондонская церковь Сент-Мартин, построенная К. Реном в 1677—1684 гг. (царь Пётр встречался с архитектором К. Реном в Лондоне). Она имеет квадратную в плане башню с волютами по сторонам и завершена высоким шпилем. Причем башня, что весьма необычно для классической архитектуры, размещена в одной плоскости с западным фасадом. В средневековой итальянской архитектуре колокольня (кампанила) размещается отдельно от здания церкви, как правило, с южной стороны. В немецких и в большинстве английских храмов, а также в барочных соборах Италии, башня или барабан с куполом смещены в глубину и находятся над средокрестием. В композиции западного фасада Петропавловского собора, его нижнего яруса, представленного на гравюре по рисунку Махаева, (если мысленно убрать нелепый портик) отчетливо виден еще один прототип: фасады церквей римского барокко, или стиля иезуитов, в частности Иль Джезу, Сант Иньяцио и типовых проектов Карло Мадерно .

    Примечательно, что Трезини, не обладая яркой творческой индивидуальностью, ничего не копировал и его нельзя упрекнуть в примитивном компиляторстве. «Смелость Трезини, — писал , — заключалась уже в решительном объединении разнородных по происхождению элементов, сплавленных в новое целое. Он дерзко водрузил прямо над итальянским фасадом северную башню», чем превзошёл сам себя. При этом и католика Трезини и православного царя Петра нисколько не смутило соединение в церковном здании элементов, характерных для католических и лютеранских храмов . Оригинальный тип шпиля-мачты, более заостренного в сравнении с североевропейскими образцами, также можно считать родившимся на берегах Невы. Такие шпили не случайно украшали вымпелами, которые перекликались с вымпелами мачт плывущих по Неве кораблей. «Игловидные» шпили, деревянные, обитые медными листами, простейшим способом и с наименьшими затратами создавали романтический и представительный образ нового города.

    Внутреннее убранство

    Внутреннее пространство храма разделено на три мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались , . Пол собора вымощен плитами. Роспись стен принадлежит художникам Воробьёву и Негрубову. Лепной декор собора выполнили и , в центральном нефе — Пётр Зыбин, картины на евангельские сюжеты на стенах собора под общим руководством нарисованы художниками , В. Игнатьевым , Д. Соловьёвым, [ ] . Пространство собора освещается пятью из позолоченной бронзы, цветного и . Паникадило, висящая перед алтарём, является подлинником XVIII века, остальные — восстановлены после .

    Царские врата в Петропавловском соборе

    Напротив алтаря у левой колонны Петропавловского собора в Санкт-Петербурге находится позолоченная для произнесения . Деревянная кафедра выполнена в 1732 году мастером Николасом Краскопом в формах западноевропейского стиля барокко. Наличие подобного возвышения для чтения проповедей в православном храме обусловлено западным влиянием. На кафедру ведёт винтовая деревянная лестница, украшенная картинами, тематика которых иллюстрирует библейское изречение « ». Сень над кафедрой украшают скульптурные изображения апостолов Петра и Павла и четырёх . Венчает композицию распростёрший крылья голубь — Символ и Божественного Слова. От Слова к Духу — такова основная идея убранства кафедры . Симметрично кафедре — у правой колонны — располагается Царское место, предназначенное для императора и снабжённое атрибутами монархической власти: , мечами и короной.

    Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамёна, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в . Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамён . Храм имеет два престола. Главный из них освящён во имя святых апостолов Петра и Павла. Второй престол находится в юго-западном углу и освящён в честь святой .

    На колокольне располагается 103 колокола, из них 31 сохранился с 1757 года. Там же установлен . Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.

    Императорская усыпальница

    Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом- являлся , там похоронены все великие московские князья и цари от до .

    После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора . Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в и убитого в в 1764 году , место захоронения последнего не известно до сих пор.

    13 марта 1990 года, в день 109-й годовщины со дня гибели императора Александра II впервые за годы советской власти была отслужена панихида по Царю-Освободителю.

    28 сентября 2006 года в храме перезахоронили мать Николая II, которая скончалась в Дании в 1928 году.

    Ежегодно в соборе совершаются : 5 января — Елизавета Петровна (†1761); 30 января — убиенные Великие Князья (†1918); 10 февраля — Пётр I (†1725); 3 марта — Николай I (†1855); 14 марта — Александр II (†1881); 24 марта — Павел I (†1801); 19 мая — Екатерина I (†1727); 19 июля — Петр III (†1762); 13 октября — императрица Мария Феодоровна (†1928); 30 октября — императрица Анна Иоанновна (†1740); 2 ноября — Александр III (†1894); 20 ноября — Екатерина II (†1796); 2 декабря — Александр I (†1825).

    Изображение собора в культуре

    В селе находится одноимённый собор, который венчает уменьшенная копия ангела Петропавловского собора.

    В 1731 году, за два года до освящения Петропавловского собора, указом ему был придан статус кафедрального храма столицы. В этом качестве он пребывал до 1858 года, когда главным храмом Петербурга стал .

    Систематические службы в Петропавловском соборе начались только в 1737 году, когда был утвержден его штат. С этого же времени в соборе регулярно проходили архиерейские служения, отправлявшиеся по установленной очередности высшими иерархами Русской Церкви, которых специально для этого присылали в Петербург. На этих службах в обязательном порядке присутствовало духовенство соборных церквей столицы, а в отдельных случаях для сослужения приглашались и приходские священники.

    С 70-х годов XVIII века собор Петра и Павла начал постепенно утрачивать свое значение. Это было связано с тем, что центр городской жизни сместился на Адмиралтейский остров, где находился Зимний дворец. Территория эта интенсивно застраивалась, и кафедральные службы все чаще и чаще совершались в храмах, расположенных ближе к новому центру. Весной же и осенью, во время ледохода и ледостава, Петропавловский собор и вовсе оказывался совершенно отрезанным от центральной части города. В документах того времени, объяснявших причины переноса кафедральных служений, непосредственно указывалось — «за опасностью Невы».

    Главная же причина заключалась в том, что Петропавловский собор превращался в императорскую усыпальницу, и сочетать с этим функции кафедрального собора становилось сложнее и сложнее. Все это так или иначе отражалось на деятельности храма. В нем совершались не все таинства: например, никогда не проводились крещения и венчания, а отпевания удостаивались лишь члены императорской семьи. В отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.


    Саша Митрахович 23.01.2017 19:09


    Есть основания предполагать, что Петр I решил превратить в царскую усыпальницу вскоре после его закладки. Еще в деревянной церкви апостолов Петра и Павла была похоронена полуторагодовалая дочь Петра I Екатерина, скончавшаяся летом 1708 года. В 1715 году к этой могиле добавились еще четыре. Сначала здесь погребли двух дочерей Петра, затем царицу Марфу, вдову царя Федора Алексеевича, и принцессу Шарлотту-Христину-Софию, жену царевича Алексея. Когда же последнее пристанище здесь нашли Петр I с супругой, императрицей Екатериной I, дальнейшая судьба собора вполне определилась.

    На протяжении почти ста лет он служил усыпальницей только для коронованных представителей рода Романовых: от до вдовствующей императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Исключение составили лишь император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы и похороненный в Архангельском соборе, и убитый в Шлиссельбургской крепости Иоанн VI Антонович, точное место захоронения которого до сих пор неизвестно.

    В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего старшего брата — великого князя Константина Павловича. С этого времени в храме снова стали погребать близких родственников императоров.

    Надгробия усыпальницы Романовых


    Первоначально над местами захоронений ставили надгробия, выполненные из белого алебастра. В 70-е годы XVIII века, в ходе реставрации и частичной перестройки собора, их заменили новыми памятниками, сделанными из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались золотой парчой, обложенной горностаем, и имели по верху нашитые гербы. В обычные дни они находились под суконными чехлами с золотым позументом.

    Во второй половине XIX века над новыми захоронениями стали помещать надгробия из белого итальянского мрамора. Они существенно отличались от старых, внося некоторый стилистический разнобой. В результате, принимая во внимание и то, что старые памятники ветшали на глазах, в 1865 году Александр II повелел все надгробия, «кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последних исполненных». В первую очередь, новые надгробия, украшенные позолоченными бронзовыми крестами и государственными гербами, появились над могилами императоров и императриц. К мраморным плитам прикрепили бронзовые доски с именами и титулами усопших, датами рождения, вступления на престол и смерти. Вскоре после этого последовал указ об отмене на них покровов.

    Усыпальница Романовых при Александре III

    В 1887 году Александр III приказал заменить надгробия из белого мрамора на могилах своих родителей, Александра II и Марии Александровны, на более богатые и нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы — для могилы Александра II, и розового уральского родонита — для могилы императрицы Марии Александровны. Эскизы выполнил архитектор А. А. Гун. Восемнадцать лет продолжались работы по их изготовлению на Петергофской гранильной фабрике. Установку памятников совершили в 1906 году, уже при Николае II.

    К концу XIX века в Петропавловском соборе находилось 46 захоронений, и места для новых могил практически не осталось. В связи с этим к нему пристроили специальную усыпальницу для членов императорской фамилии, а в самом храме было решено хоронить только императоров и императриц. Строилась великокняжеская усыпальница с 1896 по 1908 год по проекту архитектора Д.И. Гримма при участии А. О. Томишко и А. Н. Бенуа. 5 ноября 1908 года ее здание освятили.

    Захоронения в императорскую усыпальницу Романовых в современной России


    Первые после революции похороны в Петропавловском соборе состоялись только в июле 1998 года, когда здесь предали земле останки императора Николая II, его семьи и погибших вместе с ними слуг. А уже в нашем веке (28 сентября 2006 года) в храме перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Федоровну, скончавшуюся в Дании в 1928 году.


    Саша Митрахович 23.01.2017 19:17


    По распоряжению Петра I в были выставлены взятые в ходе трофейные знамена, штандарты и ключи от завоеванных городов и крепостей. Тем самым была заложена традиция, сохранившаяся и после смерти первого российского императора.

    Екатерина II, например, в 1772 году торжественно возложила на гробницу Петра I флаг с адмиральского турецкого корабля, захваченный в ходе Чесменской битвы. С течением времени в соборе накопилось значительное количество знамен, и в 1855 году архитектор создал специальные позолоченные деревянные тумбы, в которых трофейные штандарты разместили на стенах и колоннах собора. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.


    Саша Митрахович 23.01.2017 19:28


    К 1917 году в накопилось значительное количество изделий из драгоценных металлов: церковной утвари, венков, юбилейных и именных медалей, исторических реликвий. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат; на одной только могиле Александра III насчитывалось 674 венка.

    Изъятие коммунистами ценностей из Петропавловского собора

    Осенью 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали и венки с могил были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшие их следы, увы, затерялись. Весной 1918 года комендант Петропавловской крепости Г. И. Благонравов распорядился закрыть собор под предлогом «причинения неудобств работе администрации крепости». Однако, по настоятельным просьбам верующих, через два месяца его снова открыли — правда, ненадолго.

    14 мая 1919 года собор как дом молитвы был закрыт уже окончательно, хотя его причт еще какое-то время числился при храме.

    В апреле 1922 года, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, Петропавловский собор лишился последних остатков своих богатств. Конфискация происходила в присутствии коменданта крепости, ктитора собора, представителя Главмузея и заведующего имуществом собора. В 1927 году храм перешел в ведение Музея революции, в 1930—1940-е годы в нем находился склад Книжной палаты, а в 1954 году здание передали Государственному музею истории Ленинграда.

    Иначе сложилась судьба великокняжеской усыпальницы. В декабре 1926 года комиссия, обследовавшая здание, пришла к выводу, что «все бронзовые украшения, а также решетки алтарной части, как не представляющие исторической и художественной ценности, подлежат переплавке». После Великой Отечественной войны в усыпальнице некоторое время располагался склад бумажной фабрики.

    Экспозиция «История строительства Петропавловской крепости»

    В 1954 году усыпальница, вместе с собором, была передана Музею истории Ленинграда. В 1960-е годы, после проведения ремонтно-реставрационных работ, в ней открылась экспозиция «История строительства Петропавловской крепости». Экспозицию убрали в мае 1992 года в связи с похоронами правнука Александра II, великого князя Владимира Кирилловича, и началом реставрационных работ.


    Саша Митрахович 23.01.2017 19:33

    Архитектура собора Петра и Павла таит в себе много неожиданного. Это величественное здание, царственно возвышающееся над старым городским центром, известно каждому казанцу. Отовсюду можно видеть величавую коронованную маковку собора Петра и Павла и его неизменной спутницы-колокольни. Его первый этаж много лет занимал Казанский планетарий, и многие жители узнавали здание храма по этой примете, хотя, конечно, едва ли это была его главная достопримечательность. Прежде всего собор - замечательный памятник архитектуры начала XVIII века, охраняемый государством, неотъемлемый элемент силуэта Казани, ее богатой культуры и истории.
    Собор Петра и Павла можно отнести к тем немногим счастливой судьбы памятникам человеческого гения, которые никого не могут оставить равнодушным. Кто же был творцом этого здания, когда оно появилось? Увы, имен этих людей мы не знаем, как не знаем имен других талантливых зодчих, украсивших Казань башней Сююмбике и Спасской проездной башней Кремля, мечетями Марджани и Апанаева и многими другими памятниками: казанские архивы, которые могли бы поведать о них, погибли в пламени многочисленных пожаров.

    Петропавловский собор Казани расположен на ул М.Джалиля, 21, до революции 1917 года улица по собору называлась Петропавловской.
    В царствование Петра I по всей России создаются замечательные храмы в стиле русского барокко: церковь Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове под Москвой (1697 г.), церковь Воскресения в Кадашах в Москве (1687 г.), собор Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (1719 г.). Петропавловский собор Казани один из самых ярких образцов стиля петровской эпохи, для регионального зодчества — исключительный.

    Петропавловский собор всегда был самым впечатляющим в ожерелье казанских храмов, его посетителями были все российские императоры, начиная с Екатерины II (кроме Николая II), и почти все известные люди, независимо от вероисповедания, посещавшие Казань, — описания собора приведены в сочинениях Александра Гумбольдта и Александра Дюма, здесь был Александр Сергеевич Пушкин, в хоре собора пел Федор Иванович Шаляпин.

    Храмовый комплекс включает в себя собственно собор, колокольню, дом причта.


    История собора Петра и Павла
    Одноименная деревянная церковь стояла на этом месте с 1565 года. История нового собора связана с именем Петра I. 27 — 30 мая 1722 г., направляясь в персидский поход, Казань посетил Петр I. Это было уже третье посещение города Петром, первое состоялось в 1695 г. во время Азовского похода, второе — в 1708 г., когда в Казани было открыто адмиралтейство. Император остановился у известного казанского купца и благотворителя, владельца суконной мануфактуры, Ивана Афанасьевича Михляева, 2-этажный кирпичный дом которого находился рядом с деревянной Петропавловской церковью, стоявшей на месте современного собора. 30 мая в Казани Петр I отпраздновал свое 50-летие. В память об этом событии и в благодарность за доверие государя, отдавшему ему в управление убыточные казенные суконные мануфактуры, Иван Афанасьевич решил воздвигнуть новый великолепный собор во имя св. Петра и Павла в камне, небывалой для Казани и всего Поволжья высоты и роскоши.

    4 года местными силами строили церковь, за основу взяли обычный план посадского храма, каких много строили в Казани и по всей России, но не учли, что традиционная схема храма не предполагает огромной высоты, в итоге ночью свод храма обрушился. Узнав об этом, царь прислал строителей из Москвы (предполагают, что вместе с московскими мастерами прибыли и флорентийские зодчие) и уже в 1726 году митрополит Казанский и Свияжский Сильвестр (Холмский) торжественно освятил новый храм (о чём имелась соответствующая надпись на деревянном кресте, хранившемся в ризнице Петропавловского собора до переворота 1917 года).

    Петропавловский собор

    Пожары и реставрация собора
    Собор сильно повреждался пожарами в 1742, 1749, 1815, 1842 годах, а в 1774-м был разграблен пугачевцами. Особенно сильно он пострадал после пожара 1815 года, когда выгорел нижний храм и северные пределы на 1-м и 2-м этажах, чудом уцелел 25-метровый иконостас главного храма, хотя и с большими утратами.
    После пожара 1815 г. собор был восстановлен усердием старосты — казанского купца Савелия Степановича Зайцева.

    После очередного пожара в 1824 году собору снова потребовалась реставрация, которая была проведена на средства следующего старосты — купца Василия Николаевича Унженина, потомки которого благодетельствовали и поддерживали храм в течение всего 19 столетия.
    В 1824-25 годах иконы на железных листах, украшавшие собор снаружи были возобновлены известным казанским художником «титулярным советником, Василием Степановым, сыном Туриным». Василий Степанович также поновил некоторые иконы в иконостасе и трапезной части храма.

    Реставрация 1864 года
    К 1864 году прихожане собора собрали крупную сумму для реставрации собора. Ещё 5000 рублей пожертвовал лично староста Н. Унженин.
    В 1864-67 гг. резьба иконостаса была полностью, с разборкой иконостаса, отреставрирована арзамасским цеховым, впоследствии казанским купцом 2-й гильдии М. А. Тюфилиным (стоимость работ составила 11000 рублей серебром). В алтаре мастером Тюфилиным были воссозданы престол, жертвенник и резная золоченая сень, возвышающаяся над престолом на четырёх колоннах. До закрытия храма в 1938 г. на подзорах сени были иконы: с востока, со стороны горнего места — св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, со стороны царских врат — Спасителя, благословляющего хлеб и чашу, с южной стороны — св. Григория Двоеслова, со стороны жертвенника — св. апостола Иакова . Тюфилин также выполнил резьбу в трапезной части храма над аркой центрального проема и устроил киоты для клиросных икон там же.

    Стенные изображения, написанные на железных листах, обрамленные лепниной, также сильно обветшали от времени и пожаров. В 1865-67 гг. на новых 12-фунтовых железных листах была выполнена новая живопись учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества Николаем Алексеевичем Мегунтовым, на работы потрачено 1225 рублей.
    Мегунтов поновил и локальную окраску стен храма (общей площадью 1524 квадрат, аршин, в том числе на паперти и лестнице в количестве 600 квадр. арш., а всего 2124 квадр. арш. (236 квадр. сажен)) покрыв их клеевой краской: в алтаре голубой, в центральной части храма светло-жёлтой, в трапезной — светло-розовой. Мегунтов также отреставрировал лепные украшения интерьера собора, на эти работы ушло ещё 775 рублей церковных денег.

    Все иконы в нижнем ряду иконостаса, кроме храмовой — св. Петра и Павла, были поновлены известным казанским иконописцем, «заштатным мещанином города Арска» Тимофеем Терентьевичем Гагаевым, а в остальных ярусах иконостаса, вследствие утрат, переписаны Гагаевым вновь. На эту работу ушло ещё 3300 рублей приходских денег.
    В 1867 году отреставрированный храм был освящен архиепископом Казанским и Свияжским Антонием (Амфитеатровым).
    Однако реставрация коснулась только интерьеров, фасады же собора сильно обветшали, покрылись многочисленными трещинами, в особенности северный придел, стены которого треснув «отошли» от основного храма, собор мог превратиться в руины.

    Петропавловский собор (Казань)
    Петропавловский собор до 1917 г.
    Протоиерей Гавриил Федорович Мелановский, настоятель Петропавловского собора в то время, во всем себя ограничивал, собирая средства на восстановление фасадов собора. Предчувствуя свою скорую кончину, о. Гавриил пожертвовал на возобновление Петропавловского собора 18000 рублей личных сбережений. Тогда же староста Унженин планировал начать реставрацию, но смета оказалось огромной, и только собрав дополнительные средства в 1888 году, с благословения архиепископа Казанского и Свияжского Павла (Лебедева), строительный комитет приступил к капитальной реставрации фасадов.
    В 1889-90 гг. гражданский архитектор Михаил Николаевич Литвинов (впоследствии смотритель здания Храма Христа Спасителя в Москве) подготовил проект реставрации по чертежам, сделанным ещё в 1815 году казанским губернским архитектором А. К. Шмидтом, автором проекта Спасского храма-памятника на Казанке.
    Был полностью разобран и сложен вновь из кирпича, а не из камня как прежде, 2-этажный северный придел. Возобновлена паперть (открытая галерея) с запада. Главные работы заключались в подведении под стены собора и колокольни нового фундамента. Были исправлены все трещины в стенах с заменой ветхих кирпичей в них на новые.

    Была также восстановлена вся лепнина на внешних фасадах и возобновлены все 87 икон на фасаде и 4 на колокольне, которые существовали изначально. Живописец И. Н. Хрусталев «из 3-го класса Академии художеств» написал иконы на барабане главы купола и в верхнем ряду восьмерика. Остальные иконы на фасадах написал ученик 4-го класса Академии художеств С. А. Киселев.
    В 1890 году были вызолочены кресты и, с разрешения Московского археологического общества, окрашена в два цвета, зелёной и кубовой краской, шахматным образом кровля. Стена с 3 сторон открытой галереи украшена изразцами. Локальный фон фасада собора окрашен золотистой охрой, белокаменные резные украшения и лепнина — целой гаммой цветов и оттенков, в характере которой М. Фехнер усматривает влияние «местного пристрастия к яркому сочетанию цветов».
    Под полом первого этажа устроена печь и проложены трубы, обогревавшие и верхний храм. В окна вставили цветные стекла — желтые в алтаре и синие в храме, в форме креста.

    На колокольне «мастером казанским купцом Петром Ионовым Климовым» устроены новые часы (от старых на тот момент оставался только циферблат), отреставрированы высеченные из белого опочного камня и алебастра украшения.
    Под колокольней возобновлена часовня над фамильной усыпальницей храмоздателя Ивана Афанасьевича Михляева и в ней устроены, как было и прежде, три двери: с востока, запада и севера, над ними — кокошники из кирпича и белого камня. На колокольню вел отдельный ход через дверь в самой южной стене. Церковный двор вымостили булыжником, на улице устроили кованую ограду с иконами.

    Собор после 1917 года
    В конце 1930 года настоятель Петропавловского собора протоиерей Андрей Боголюбов был арестован за «антисоветскую деятельность», которая заключалась в обращении за финансовой помощью в 1928-м к бывшему старосте Петропавловского собора потомственному почетному гражданину Казани Петру Васильевичу Унженину, эмигрировавшему после большевистского переворота в Китай. За помощь, которую из Харбина община получила в 1928 году, 67-летнего священника, происходившего из крестьянской семьи, коммунисты отправили в лагеря.
    С 1931 года началась кампания по закрытию храма. В 1931 году на собрании группкома политпросвета выступала товарищ Шисранова, которая, ввиду острой необходимости в жилплощади вообще и под культучреждения в частности, потребовала передать собор «под клуб, читальню или библиотеку», для чего была направлена резолюция в облсовет СВБ. Уже на следующий день СВБ направило тов. Корнилова с антирелигиозной лекцией на тему «О религии и культурной революции» на макаронную фабрику, ТатСтройобъединение и кондитерскую фабрику, а в последующие дни ещё ряд организаций, агитируя за «освобождение от поповских пут той массы населения, которая еще не осознала вреда и лжи религии» . Все отчеты с подобных мероприятий собирались, с тем, чтобы иметь полный пакет документов для закрытия храма.

    Тем временем в Казани новая власть последовательно закрывала церкви, и Петропавловская община принимала к себе верующих из закрытых храмов: Казанско-Богородицкого монастыря, Грузинской церкви, Феодоровского монастыря. Из закрытых храмов в собор приносили иконы, утварь, хоругви, в том числе раку с частью мощей казанского святителя Варсонофия.
    В 1938 году в Казани прошли массовые аресты священников, в том числе арестовали клириков Пертропавловсого собора протоиерея Василия Петровича Ивановского, служившего в РПЦ с 1908 г. и диакона Ивана Федоровича Гаврилова. Вскоре Великим постом (11.03.38 г.) в комиссию по вопросам культов при ТатЦИКе обратился 63-летний протоиерей собора Михаил Федорович Зосимовский с просьбой к ответственному секретарю культкомиссии Мустафину «прошу культкомиссию снять меня с регистрации штатного служителя культа» ввиду «моей тяжелой болезни».

    В том же году КГС под грифом секретно издал постановление: «передать здание Центральному музею ТАССР под антирелигиозный музей (первый этаж) и лекторий с установкой маятника Фуко (второй этаж). Общину перевести в пустующее здание Кладбищенской церкви.<…> Настоящее постановление внести на утверждение Президиума ВС ТатАССР».
    В 1939 году собор закрыли, маятник Фуко так и не установили, в храме разместили Партархив. Усыпальница храмоздателя собора купца Михляева была разграблена.
    В 1964 году в нижнем Сретенском храме Петропавловского собора открыли планетарий, для чего варварски срезали связи, укреплявшие свод.
    В 1967 году в верхнем храме разместили реставрационные мастерские Госмузея ТАССР. В верхнем храме перед иконостасом расположили биллиард, в алтаре - т.н. «красный уголок» и конференц-зал.

    Возрождение собора
    В конце 1980-х, совместными усилиями епархии и казанской интеллигенции, удалось добиться возвращения собора Церкви. Особую роль в кампании по возвращению храма сыграл главный редактор на тот момент самой влиятельной городской газеты «Вечерняя Казань» Андрей Петрович Гаврилов. 25 июля 1989 года храм был освящен епископом Казанским и Марийским Анастасием. Церковь получила собор в руинированном состоянии, местами была сорвана кровля, выпадала кирпичная кладка. В первую очередь была отреставрирована резьба нижнего яруса иконостаса, воссозданы царские врата, исправлена кровля и разрушения фасада.

    Архитектура Петропавловского собора

    Не всякий памятник возникает сразу как законченное архитектурное произведение. Напротив, в большинстве случаев лишь многолетние, а порой и многовековые перестройки постепенно совершенствуют его облик (или, наоборот, безвозвратно искажают его). В своем же законченном виде памятник предстает как плод совместной деятельности многих людей, каждый из которых заложил в него крупицу своего труда. Порой в дело вмешиваются реставраторы, тогда здание бережно очищается от следов деятельности людей, более думавших о приспособлении его к своим нуждам, чем о сохранении его красоты. Так случилось и с Петропавловским собором: не сразу приобрел он привычный нам облик. Началось же его строительство с неудачи.
    За образец взяли обычный, повсеместно распространенный посадский храм, множество каковых строилось в XVII и начале XVIII веков как в Казани, так и в ее окрестностях. Взяли и, видимо, не подумали о том, что с увеличением высоты здания неизбежно потребуется внести изменения в пропорции и композицию здания, применить иные строительные конструкции. При выкладке верхнего свода все сооружение рухнуло: сказалось отсутствие опыта местных зодчих, не сталкивавшихся ранее с такой необычной задачей. Завершила строительство в 1726 году срочно прибывшая из Москвы бригада опытных мастеров. Они же, видимо, и нарядили храм в пышные барочные «одежды», столь характерные для московской архитектуры того времени.
    Собор Петра и Павла иногда сравнивают с церковью в Филях и Строгановской церковью в Нижнем Новгороде - типичными произведениями «русского барокко». Однако, в отличие от новаторской архитекторы этих зданий, казанский храм сходен с ними лишь конструкциями и внешним декоративным убранством, композиция же его консервативна. Иное дело - колокольня. Если даже эта многоярусная башня и появилась одновременно с ним, едва ли ее строили те же мастера. Весь органичный строй ее архитектуры говорит об ином профессиональном подходе ее создателя, иной школе зодчества. Судя по всему, руководитель этого периода строительства (возможно, это был именно тот архитектор, что приехал из Москвы достраивать храм после его обрушения), поставил себе целью исправить впечатление от неудачных пропорций уже возведенного здания противопоставлением ему стройной башни - прием, издавна применявшийся, например, на востоке при строительстве мечетей. Сочетание устремленной вверх декорированной колокольни с пышно убранной тяжеловесной церковью создало замечательный ансамбль, над которым поработал, видимо, архитектор европейской выучки. Его целью было не только завуалировать огрехи композиции завершенной церкви, но и придать всему комплексу более современный барочный вид. И с этой задачей он справился блестяще, на века украсив Казань великолепным храмом. О европейском образовании архитектора, возводившего колокольню, можно догадываться и по другим признакам: второй ярус башни украшен глубокими нишами для статуй - прием отнюдь не в духе русских традиций и редкий даже в столице, не только в провинции. Возможно, эти статуи так и не были установлены, хотя в какой-то из дореволюционных книг о Казани, припоминаю, говорилось о скульптурах, украшавших эти ниши.

    колокольня Петропавловского собора

    Стройная башня колокольни, по казанской традиции стоявшая на некотором расстоянии от церкви, была использована Михляевым как величественное надгробие для себя: в ее подвале находится склеп с саркофагом купца, разграбленный уже позднее, в наше время, местными вандалами.
    Главный фасад церкви первоначально находился не там, откуда мы сейчас подходим к ней, а как раз с противоположной стороны, где сквозь сохранившуюся и поныне арку купец с семьей проходил мимо колокольни к парадной лестнице в храм. Именно так изображен Петропавловский собор на литографии художника Эдуарда Турнерелли, изданной в Лондоне в первой половине прошлого века. Может быть, при дальнейшей реконструкции этого участка города следовало бы учесть этот первоначальный замысел архитектора и восстановить подход к памятнику со стороны Гостиного двора, как бы продолжая осмотр экспозиции музея.


    Архитектура собора Петра и Павла таит в себе много неожиданного. Его издавна привычные для нас формы оказываются при ближайшем рассмотрении весьма и весьма своеобразными, отражающими местные традиции, присущие культуре казанского края. Прежде всего, это оригинальные килевидные очертания крыш над апсидами главного здания, гребешки которых украшены ажурной бахромой из просечной жести. В московском барокко начала XVIII века, где, казалось бы, надо искать их истоки, таких форм нет. Зато в казанском зодчестве они применялись весь XVIII век, - в том числе и в архитектуре татарских мечетей.
    Но более всего удивительна раскраска фасадов храма, которая явно вытеснила пышную лепнину, столь характерную для других произведений русского барокко. Такого сочетания цветов мы не встретим в церковной архитектуре других областей России, в то время как в раскраске татарских мечетей, правда, чуть более поздних, преобладали именно эти же цвета: охристо-желтый фон с голубыми, зелеными, белыми и красными деталями. Едва ли это случайное совпадение. Ведь на подобных же принципах строилась и расцветка средневековых зданий Средней Азии, архитектура которой издревле влияла на зодчество Поволжья. Это подтверждают и многочисленные находки булгарских изразцов, и археологические исследования древних городищ предков казанских татар. Видимо, в раскраске стен Петропавловского собора каким-то образом отразились древние местные традиции, свидетельствуя о незаметном подчас воздействии татарской культуры на формирование облика казанской архитектуры.

    Петропавловский собор (Казань)
    Удивительно органично вплетаются в эту феерию цветов живописные иконы и многоцветные изразцы на фасадах храма и колокольни, превращая их в уникальное произведение искусства. Утрата части этих полотен в последние годы значительно обеднила восприятие памятника.
    Интерьер храма поражает пышностью и размерами. Время пощадило почти все детали богатого убранства храма.
    Нельзя не восхищаться великолепием иконостаса, высотой едва ли не с четырехэтажный дом, полностью занявшего одну из стен центрального помещения. Переплетения виноградных лоз, цветочные гирлянды, крученые столбики вырезаны из дерева и сверкают позолотой. В сплошном ковре растительных узоров вкраплены картины, изображающие библейские и евангелические сюжеты. Декоративный стиль резьбы иконостаса позволяет датировать его началом XVIII века, но отсутствие икон того времени свидетельствует о другом.
    Видимо, иконостас все же горел во время опустошительных пожаров XVIII и XIX веков, не пощадивших и Петропавловский собор. Впоследствии его могли восстановить по остаткам и аналогиям. Сегодня этот шедевр творчества безвестных мастеров прошлого, чудом уцелевший в грозные тридцатые годы, когда бесследно исчезли великолепные интерьеры практически всех церквей Казани и Свияжска, можем видеть и мы, казанцы XXI века. Здание церкви неоднократно перестраивалось. Крупнейшие работы по реставрации этого памятника были предприняты в конце XIX столетия, когда здание, поврежденное последним пожаром, было тщательно восстановлено по старинным чертежам и на основании скрупулезного натурного изучения. Автором проекта реставрации был губернский инженер М.Н.Литвинов, а в восстановлении живописных полотен ему помогали художники И.Н.Хрусталев и С.А.Киселев. Следы этой реставрации легко читаются: это восстановленное гульбище, навесы и ажурные подзоры на церкви и колокольне, стилизованные в характерных «псевдорусских» формах того времени, многие детали интерьеров. На колокольне эти подзоры даже неуместны: они противоречат лаконичным формам ее фасадов и скрывают детали карнизов. Последние работы по реставрации храма проводились в 1960-80-е годы и свелись, в основном, к замене поврежденных покрытий и окраске фасадов.

    Архитектурный ансамбль

    Культурное наследие Российской Федерации, объект № 1610032003объект № 1610032003
    Первоначально главный подход к собору был со стороны Спасской башни и гостиного двора, и именно северная сторона была спланирована архитекторами как главный фасад храма: с севера на второй этаж, в главный придел св. Петра и Павла, ведет прямая парадная лестница (разрушена пожаром 1815 года, восстановлена в 1888-90 гг.). Слева от лестницы, придел с храмом во имя Неопалимой Купины (до 1848 во имя Рождества св. Иоанна Предтечи) на первом этаже и «Живоносного Источника» на втором, дополняет и подчеркивает высоту основного объёма храма, ступенями изукрашенного лепниной четверика, восьмерика, и двух глав устремленного ввысь. Над карнизом восьмерика, вместо типичных для барокко каменных наверший, в Петропавловском соборе — легкие узорчатые кованые решетки. С севера и запада собор огибает открытая галерея, которая поворачивая спускается на южную сторону, к нижнему храму во имя Сретения Господня. На уровне галереи великолепные многоцветные каменные растительные орнаменты дополнены аршинными расписными изразцами. Со временем подход к храму с северной стороны был застроен домами, и теперь главный вход в собор находится с юга.

    Колокольня Собора Петра и Павла
    Культурное наследие Российской Федерации, объект № 1610032002объект № 1610032002
    Вскоре после строительства собора, к северо-востоку от него возвели 49-метровую (21 сажень и 1 аршин без креста, с крестом 22 сажени и 2 аршина) 6-ярусную колокольню. Во 2-м ярусе, в нишах юго-восточной и северо-западной углов четверика, стояли скульптурные изображения Евангелистов. Многоцветный барочный декор колокольни не уступал собору: под каждым из 8-ми окон «фонаря» колокольни в квадратном углублении расположены синие, с желтыми и белыми цветами изразцы в форме звездочки, над каждым окном колокольни, во всех её ярусах — белокаменные кокошники.
    В 1888—1890 гг. в предпоследнем ярусе установили часы работы Петра Ионовича Климова. До революции на колокольне было 10 колоколов, на самом большом была надпись: «В благословенное царствование, Благочестивейшего Самодержавнейшего Государя Императора Александра Павловича и всея России, с благословения Преосвященнейшего Амвросия, Архиепископа Казанского и Симбирского и разных орденов кавалера, перелит сей колокол в царствующем граде, Казани, к соборной церкви святых апостолов Петра и Павла. Весом 189 пуд. 34 фунта. Меди 161 пуд. поступило из прежнего разбитого большого колокола, а остальное добавлено, равно и за переливку заплачено сбором от доброхотных дателей. Лил сей колокол казанский купец Иван Ефимов Астраханцев 1825 года». На колоколе были барельефные иконы: с северной стороны — Сретение Господне; с южной — Казанская икона Божией Матери; с западной св. апостолов Петра и Павла; с восточной — образ Благовещения с предстоящими казанскими святителями: св. Гурием, Германом и коленопреклоненным Варсонофием.

    На втором колоколе надпись: «сей колокол отлит в царствующем граде Казани, в заводе, Серея Корнилова, к церкви Петра и Павла, пожертвованием Петра и Николая Молоствовых и усердием прихожан и старанием протоиерея Виктора Петровича Вишневского и старосты церковного, казанского купца Савелия Степановича Зайцева, в 1835 году месяца июня 10 дня 99 пудов».
    На третьем колоколе: «приидите людие во Храм Спасения Бога нашего. Лил мастер Петр Никитин Кирюхов. Весу 54 пуд. и 17 фун.».
    На четвёртом колоколе весом в 15 пудов и 11 фун. барельефные иконы, к востоку Воздвижение Креста Господня Константином и Еленою, к западу Распятие, к югу казанская икона Божией Матери, к северу Николая чудотворца. Надпись: «вылит сей колокол в Казани, в заводе Ивана Кирюхова». Дореволюционные колокола были разрушены, недавно на колокольне был водружен новый 3-хтонный колокол ярославского литья, такой же, какой был до революции.

    Дом причта
    Культурное наследие Российской Федерации, объект № 1610032001объект № 1610032001

    Дом Михляева
    Культурное наследие Российской Федерации, объект № 1600145000объект № 1600145000
    С западной стороны собора, на территории, принадлежащей швейной фабрике, находится дом купца Михляева 17 века постройки — самый старый памятник гражданской архитектуры в Казани, где в 1722 году останавливался Пётр I. Из дома шёл прямой ход в храм, а с севера дом примыкал к небольшой церкви Косьмы и Дамиана. По завещанию Михляева дом отдавался собору, но из-за ошибки в оформлении документов перешёл к наследникам Михляева — Дрябловым.

    Иконостас
    Главное украшения Петропавловского собора — это величественный, современный храму, 25-метровый 7-ярусный иконостас. Великолепная барочная золоченая резьба иконостаса была исполнена мастером Гусевым, деревянные золоченые Царские врата выполнены в технике сквозной резьбы. Все иконы написаны на золотом фоне. По словам старосты собора, казанского купца П. В. Унженина, очевидца поновлений иконостаса в 1865—1867 гг., только одна из всех икон в иконостасе сохранилась без поновлений — это храмовая икона свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла. На трех иконах в местном ряду были поновлены лики и одеяния, это икона Спасителя в образе Царя и Великого Архиерея, со скипетром и державой, Иерусалимская икона Божией Матери на престоле и икона Успения Божией Матери. Остальные иконы иконостаса, из-за больших утрат вследствие пожаров, переписаны Гагаевым вновь, в 1865—1867 годах

    Ризница и утварь собора
    До революции в ризнице хранилась утварь, пожертвованная ктитором собора Иваном Афанасьевичем Михляевым и другими казанскими благотворителями, из которой можно особо выделить:

    Три напрестольных креста:
    Серебряный вызолоченный, крест-реликварий 1693 г., украшенный жемчугом и 19 изумрудами.
    Ещё один «злато сребром и магариты украшенный», как указано в надписи, напрестольный крест-реликварий.
    На третьем кресте было выгравировано: «Сей честный крест приложен в Сретенскую при казанском Петро-Павловском соборе церковь после пожара, бывшего 3-го сентября 1815 года казанского военно-сиротского отделения начальником подполковником Алексеем Андреевичем Копыловым».
    Евангелие (1681 года), с 5 дробницами. Оклад Евангелия украшен «синим яхонтом» и другими самоцветами. Надпись на евангелии «Честное сие и священнейшее Евангелие построено во святую церковь в Казани святых славных и Первоверховных апостолов Петра и Павла от преиждивения благоговейного и честного господина Иван Афанасьева сына Михляева, в лета Божия 1726-го марта в 25 день».
    Михляев также пожертвовал серебряное кадило, напоминающее формой сам собор, 3 иерейские ризы (3 фелони «травчатой тонкой парчи» с шитыми жемчугом крестами на оплечье и 3 епитрахили) и стихарь, унизанные жемчугом; литургические сосуды, дарохранительницу.
    Лжица с надписью «Peter Michlaeff» — как предполагают — личный подарок Петра I Ивану Афанасьевичу.
    Аналойная икона св. Петра и Павла, вложенная по преданию храмоздателем И. А. Михляевым, на полях иконы — изображения преподобных Александра Невского, Иоанна Дамаскина, Александра Свирского и Кирилла Белозерского.
    Собор освещало громадное 5-ярусное паникадило на 40 свеч весом 50 пудов, украшенное позолчеными листьями по всем ярусам, также пожертвованные Михляевым. Вес этого паникадила определился, когда около 1867 г. церковный староста Василий Николаевич Унженин решил позолотить это паникадило — возчики взялись перевезти его в мастерскую тульского купца Льва Алексеева Лялина по условленной цене с каждого пуда от общего веса паникадила. (утрачено, подробнее см. Изъятие церковных ценностей в России в 1922 году).
    Большие серебряные лампады перед иконами в нижнем ряду иконостаса — пожертвование Ивана Дряблова (1761 г.). На каждой лампаде была вырезана печатными буквами надпись: «1761 году месяца генваря 1-го дня эта лампада подана от казанского суконной Фабрики фабриката Ивана Федоровича Дряблова в соборную церковь святых Первоверховных Апостол Петра и Павла».

    Святыни собора

    Чтимые иконы
    До революции в соборе были чтимые иконы: Образ Божией Матери «Живоносный Источник» в одноименном приделе и Образ Божией Матери «Споручница грешных».
    Икона Божией Матери «Споручница грешных» на обратной стороне имела надписи: белой краской — «Копия с Чудотворного и Мироточивого образа Споручницы грешных, которой в 1848-м году в мае месяце отдан подполковником Дмитрием Бонческул, в храм Николая чудотворца, что в Хамовниках, по случаю великих чудес совершившихся»; чернилами: — «В храм Петра и Павла. В Г. Казань. Приносит в дар Димитрий Николаев Бонческул 1858 года мая 15-го числа» «С: Г: Москва». В 1860 году для иконы усердием старосты Унженина сделана риза, о чём свидетельствовала надпись: «пожертвовано Казанским купцом Василием Николаичем Унжениным 1860 года, июля 28 числа, ковчег весу 10 ф. 17 золо.».
    В алтаре верхнего храма находилась древняя Владимирская икона Божией Матери в серебряном позолоченном окладе, риза и венец Богородицы украшены жемчугом. Надпись на иконе: «1727 году генваря 22 числа, сей стый образ Владимирския Бцы отдал в кладу в Казани в соборную церковь Петра и Павла. Казанской купец Петр Иванов сын Замошников». Судьба этих икон после закрытия храма неизвестна.
    В нижнем ряду иконостаса верхнего храма находится почитаемая икона свв. апостолов Петра и Павла, единственная сохранившаяся без поновлений от первоначального иконостаса.

    В Петропавловском соборе находятся мощи местночтимых казанских святых, обретенные в 1995 году при раскопках «пещерки» Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле:
    в верхнем храме — преподобных Ионы и Нектария Казанских (XVI век), отца и сына бояр Застолбских — сподвижников святителя Гурия Казанского;
    в нижнем храме мощи святителя Ефрема, митрополита Казанского (†1614), преемника на казанской кафедре сщмч. Ермогена, впоследствии патриарха всея Руси. Святитель Ефрем благословил на ратный подвиг войско К. Минина и князя Д. Пожарского списком с Казанской иконы Божией Матери (сейчас находится в Елоховском соборе Москвы). В 1613 году митрополит Ефрем венчал на царство Михаила Феодоровича Романова.
    В алтаре нижнего Сретенского храма — мощи святителя Епифания архиепископа Иерусалимского.

    Желающие осмотреть эту древнюю жемчужину церковной архитектуры Казани, омоложенную усилиями реставраторов, не будут разочарованы, ибо сказочная красота иконостаса и живописных полотен, прекрасная резьба фасадов не имеют себе равных далеко за пределами Казани и помогут осознать глубину той пропасти, в которую падала наша культура, уничтожая лучшие произведения «классово чуждой» культуры прошлого. И если есть еще на улицах Казани оскверненные и обезображенные храмы, когда-то бывшие украшением города, со ржавыми, покореженными кружевными стальными решетками, осыпавшимися лепными украшениями на фасадах, пусть архитектура Петропавловского собора воочию покажет всем нам, как можно эту Красоту спасти и сохранить для самих себя и для будущих поколений.

    _________________________________________________________________________________________

    источник информации и фото:
    Команда Кочующие.
    автор статьи: Нияз ХАЛИТОВ, заслуженный деятель науки РТ, профессор, доктор архитектуры.
    http://history-kazan.ru/
    Малов Е. А. Исторические описания церквей г. Казани. Казань, 1884. — Вып. 1. — С. 20.
    http://temples.ru/
    Летопись Петропавловского собора г. Казани
    М. Фехнер Великие Булгары, Казань, Свияжск. — М.: Искусство, 1978
    http://sobory.ru/
    Протоиерей Владимир Мухин История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е — 30-е годы XX столетия. Часть 1
    Клировая ведомость за 1900год. Ф. 4, оп. 132, дело 59
    сайт Википедия.

    Петропавловская крепость . Барокко

    Собор св. апостолов Петра и Павла - Петропавловский собор

    Пам. арх. (федеральн.)

    1712-1733 - арх. Трезини Доменико

    см. Петропавловская крепость ( продолжение )

    Высота собора 122,5 м шпиля - 40 м. Собор освящен, службы совершаются по особому расписанию, в остальное время функционирует как музей.

    Деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла была заложена 29 июня (12 июля) 1703 г. в Петров день в центре Заячьего острова. Храм с колокольней в виде остроконечной башни в «голландском стиле» был освящен 1 апреля 1704 г. В 1709-1710 гг. церковь стала крестообразной в плане «о трех шпицах», была расширена.

    Возведение нового каменного собора началось 8 июня 1712 г. по проекту Д. Трезини. В 1719 г. под руководством голландца Х. ван Болеоса была закончена сборка деревянных конструкций шпиля колокольни. В 1724 г. шпиль и малый купол колокольни были покрыты медными, вызолоченными через огонь листами рижского мастера Ф Циферса. По рисунку Трезини выполнен и установлен над яблоком шпиля медный крест с фигурой летящего ангела. Высота колокольни стала 106 м.

    Это трехнефный храм. Над западным пролетом среднего нефа возведена колокольня, над восточным - восьмигранный барабан. В оформлении фасадов использована идея плавного перехода от первого яруса ко второму посредством введения боковых волют. В аттике была помещена медная доска художников А. Матвеева и А. Захарова с изображением апостолов Петра и Павла. Над аттиком, завершенным лучковым фронтоном, были установлены деревянные скульптуры. Овальное окно в нижней части восточного фасада оформлено лепным изображением херувимов в облаках. Фасады собора в 1730- е гг. были окрашены в розовый цвет.

      Деревянная церковь св. апп.
      Петра и Павла.
      Рис. Н. Челнакова, 1770-е гг.

      Собор св. апп. Петра
      и Павла. 1841 г.
      Литогр. А.Дюрана.

      Подъем П. Телушкина
      на шпиль колокольни.
      С гравюры нач. 1830-х гг.

      Фото -
      С. М. Прокудин-Горский,
      нач. XX в.

      Вид Петропавловского
      собора до перестройки 1858 г.
      Добавил - .

      План собора.

      Новый колокол для собора
      св.апостолов Петра и Павла.
      1905г.

      Поднятие колокола
      на колокольню
      Петропавловского
      собора,1905.

      Снятие
      маскировочного
      чехла с купола.
      1944 г.
      Добавил - .

    В 1756 г. пожар разрушил деревянные шпиль и крышу, погибли часы и колокола, разрушен западный портик. В 1757 г. над алтарем по рисунку В. В. Фермара мастер-строитель А. Антониетти возвел кирпичный купол, увенчанный луковой главкой. Фасады покрасили в серовато-зеленый цвет. Колокольню с 1762 г. восстанавливала Контора о строении Александро-Невского монастыря. По приказу Екатерины II - в прежних формах. Кладка каменных ярусов завершена в 1770 г. По проекту датского мастера Б. П. Бауэра в 1773 г. возвели новый деревянный шпиль, облицованный медными золочеными листами. Куранты, изготовленные часовым мастером Б. Ф. Оорт Крассом в Голландии в 1757-1760 гг., в 1776 г. установил часовой мастер И. Э. Редигер.

    В 1777 г. бурей был поврежден шпиль. Исправление проведено по чертежам арх. П. Ю. Патона. Новую фигуру ангела с крестом по рисунку А. Ринальди выполнил мастер К. Форшман.

    В 1778 г. под руководством академика Леонарда Эйлера были проведены работы по оснащению шпиля громоотводом.

    В 1779 г. в западной части собора освящен придел св. Екатерины. Плафон придела в 1830 г. расписали И. Е. и Ф. А. Павловы.

    В начале XIX в. века в соборе проводились ремонтные работы при участии арх. Л. Руска, Д. Висконти, А. И. Мельникова, И. И. Шарлеманя, художников В. К. Шебуева и Д. И. Антонелли.

    В 1829 г. буря вновь повредила фигуру ангела на шпиле. Кровельщик Петр Телушкин произвел ремонт без возведения лесов. Ремонт, проведенный в октябре-ноябре 1830 г. вошел в историю отечественной техники как образец русской смекалки и отваги.

    В 1856-1858 гг. по проекту инженера Д. И. Журавского, вместо деревянного, был сооружен металлический шпиль. Внутри шпиля винтовая железная лестница ведет к люку в обшивке, устроенному на высоте 100 м над яблоком шестиметровый крест с ангелом (скульптор Р. К. Залеман?) Ангел-флюгер вращается вокруг стержня, установленного в плоскости самой фигуры. Объемные части ангела выполнены методом гальванопластики, остальные детали штампованы из кованой меди. Золочение проведено под руководством химика Г. Струве артелью купцов Коротковых. Высота ангела - 3, 2 м, размах крыльев - 3,8 м

    Одновременно были капитально отремонтированы куранты. Работу выполнили братья Бутенопы. С 1859 г. куранты каждые пятнадцать минут исполняли музыку композитора Д. Бортнянского, а в полдень и в полночь - гимн «Боже, царя храни», написанный А. Ф. Львовым.

    В 1911 г. фасады перекрасили в песчаный цвет.

    Силуэт удлиненной после перестройки колокольни стал очень эффектным, трудно поверить в то,что изменения были выполнены одним инженером без архитектурно-художественного образования и опыта.

    После революции богослужения были прекращены, а в 1919 г. в собор запретили доступ публики. В 1927 г. здание собора было передано Музею Революции. С 1954 г. принадлежит Музею истории Ленинграда. В 1955-1957 гг. по проекту И. Н. Бенуа проведена научная реставрация. В 1987-1995 гг. художники Л. Н. Соколов и Ю. И. Трушин выполнили реставрацию картин и икон. В 1991-1995 г. проведена реставрация ангела и креста. В 1996-1998 гг. отреставрирован Екатерининский придел по проекту арх. А. Е. Гунича и С. С. Наливкиной. Там захоронена семья последнего российского императора Николая II .

    В 1999-2001 г. фигура ангела вновь реставрировалась.

    (по материалам , , )

    Указ Президента РФ от 20.02.1995 №176 "Об учреждении перечня объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения: Историко-культурный заповедник "Петропавловская крепость - государственный музей истории Санкт-Петербурга"

    Постановление Правительства РФ от 10.07. 2001 №527: Петропавловская крепость: о. Заячий, Петропавловская крепость