Собор святой софии построенный ярославом мудрым. История возникновения и строительства собора святой софии в киеве

Софийский собор в Киеве (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Софийский собор в Киеве - храм, в котором богослужения проводятся по графику. Один из символов украинской столицы фактически стал музеем. Молиться Богу здесь можно только в строго отведенные дни. Остальное время отведено для туристов и простых зевак.

История создания

Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый. Одна из версий гласит, что возведение храма было связано с приездом в город митрополита Феопемпта - будущий предстоятель русской церкви, грек, переезжал из Константинополя.

Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. А к 17 веку здание реконструировали в стиле украинского барокко.

На протяжении десяти веков своего существования собор не раз подвергался нападкам захватчиков. В 13 веке он пережил нашествие Батыя - его орды разрушили чуть ли не все здание и вынесли драгоценную утварь. Два века спустя храм грабили уже крымские татары, убившие митрополита Киевского святого Макария.

В 14 веке уже добивали собор униаты. В храме к этому времени уже прекратились богослужения, а само здание держалось, как говорится, на честном слове. Ключевую роль в восстановлении собора сыграл Митрополит Петр, который в 1633 году привлек к работам итальянского архитектора Октавиано Манчини. Конец 17 века стал временем окончательного возвращения Софийского собора, когда были восстановлены иконы, фрески, а само здание приобретает главы грушевидной формы и украшенные лепниной стены.

Октябрьская революция напрямую повлияла на Софийский собор. До 1917 года он оставался кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких, а с наступлением советского режима здесь началась настоящая борьба за власть - кто из митрополитов может называть себя настоящим. Раскол в церкви мог привести к расколу в обществе, поэтому собор решили быстро закрыть и превратить его в музей-заповедник.

После выхода Украины из состава Советского Союза в соборе возобновились богослужения. Однако вскоре здание попало в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в соответствии с которым в храме были запрещены все службы. Исключения составляют только некоторые религиозные праздники.

Архитектура и интерьер

Софийский собор знаменит своей архитектурой и интерьером. Изначально он строился как главный храм Руси, поэтому очень сложно найти аналогичные здания, например, в Византии. Хотя строители были выписаны прямо из Константинополя.

С точки зрения символики высокий купол храма напоминает прихожанам об Иисусе Христе. Двенадцать небольших куполов - об апостолах, а четыре из них символизируют евангелистов, которые проповедовали учение Христа.

Центральное подкупольное пространство собора выполнено в форме креста. Такую же - крестообразную форму - имеют в сечении столпы собора. Для хоров здесь было создано прекрасное освещение - знать очень любила слушать богослужения.

Сегодня в Софийском соборе можно увидеть мозаику, которая сохранилась с 11 века. Палитрой более чем в 170 оттенков, она украшает центральный купол, арки, столпы.

Самая известная мозаика называется Богородица «Нерушимая стена». Она находится в сводчатой части центральной алтарной апсиды и изображает причащение апостолов Христом.

Также собор богат фресками, на которых изображены различные сцены из Библии - детство Богоматери, деяния апостолов, житие и образы святых, сцены страстей Христовых и многие другие.

Собор святой Софии в Киеве

Альтернативная версия создания собора

Ученые из 12 стран весной 2012 года заявили о том, что Софийский собор был построен на 26 лет раньше, чем гласит официальная версия. Новая дата - ориентировочно 1011 год - была зашифрована в настенных надписях. Соответственно, основателем собора не может быть Ярослав Мудрый.

Исследование костей, которые находились в саркофаге великого князя, показали, что они принадлежат женщине. Куда делись останки Ярослава Мудрого, неизвестно. По одной из версий, они хранятся в Бруклинской церкви.

Адрес: ул. Владимирская, д. 24

Софиевский собор был заложен в 1037 году князем Ярославом Мудрым. По преданию храм был возведен именно на том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами. Более десяти лет строили и украшали здание византийские и местные мастера. Только в 1049 году Киевский митрополит Феопемпт освятил величественное сооружение. София Киевская стала главным храмом страны - здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись, переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе - имела широкие торговые и дипломатические связи с государствами Запада и Востока, а многие короли Европы почитали за честь породниться с великим князем киевским.

Во XI-XIII веках собор неоднократно разорялся - половцами, печенегами, а особенно сокрушительному разрушению собор подвергся при захвате Киева в 1240 году татаро-монголами под предводительством хана Батыя. Храм был разрушен, но все же не уничтожен - войска Батыя "пощадили его дивную красоту".

Угроза разрушения нависла над древним храмовым комплексом в XX столетии. В начале 1930-х годов советская власть приняла решение об уничтожении Софии, лишь вмешательство Франции, которая помнила о том, что королева Анна (жена Генриха I) была дочерью основателя храма Ярослава Мудрого, не позволило уничтожить эту реликвию. Коммунисты побоялись международного скандала - так появился основанный в 1934 году Софийский музей-заповедник, здесь были начаты научно-исследовательские и реставрационные работы.

Мозаики и фрески Софийского собора были созданы в середине XI века специально приглашенными Яросалвом Мудрым из Константинополая византийскими мастерами. Христианские сюжеты развернутые на стенах собора были призваны просветить неграммотных людей из языческой, в недавнем прошлом страны, неумевших в общей массе ни читать ни писать. На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, ее родителей Иоакима и Анны, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, покровителя Киева - архистратига Михаила и многих православных святых.

София неоднократно горела, перестраивалась, в XIII веке пострадала от нашествия орд хана Батыя, в XV-XVI веках стояла вобще без крыши - все это пагубным образом сказалось на фресках. До наших дней из 5000 м? фресок созданных в XI веке уцелело чуть более двух тысяч. В конце XVII века старинные фрески были забелены известью и были вновь случайно обнаружены в 1843 году когда отвалился кусок штукатурки с масляной живописью, и открылась стенопись XI века. Однако расчистка стен велась непрофесионально и рабочие кое-где удалили и фресковую роспись.

Мозаики первоночально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь их третья часть. Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Синий цвет состоит 21 оттенков, зеленый из 34, желтый из 23, красный из 19, золотой из 25, серебряный из 9, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне мастеров. Кусочки смальты, выкладываемые по сырой штукатурке, ставились под разным наклоном таким образом, что лучи света, на них падающие, отражались под различными углами и создавали искрящуюся, светоносную поверхность что придает мозайкам собора особоую выразительность.

Мозаики главного алтаря, предалтарных колонн и главного купола - шедевр искусства. Центром этой прекрасной композиции вот уже много столетий является мозаичная икона Богоматери, известная под именем «Нерушимая стена». Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву.

Паломнические поездки к Софийскому собору в г. Киев

Вознесясь на благословенных киевских горах, собор Святой Софии стал нерушимым символом Киевской Руси, одной из вершин ее блистательного расцвета и олицетворением мощности самого христианства на этой земле. Грандиозный собор воистину стал главной святыней народа, его духовным, политическим и культурным центром на многие века. Недаром он стал пер-вым памятником, внесенным в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории Украины.

Софийский собор, или Святая София Киевская, возводился как главный храм Древней Руси. Он был заложен в княжение Ярослава Мудрого в память победы над печенегами, на высоком киевском холме, поэтому был виден с любой точки древнего града. По одним летописным источникам, датой за-кладки собора называется 1017г., по другим - 1037 г. Учитывая политическую обстановку на Руси и недавнюю победу над кочевниками в 1036 г., более вероятной считается вторая дата.

Собор строился византийскими мастерами, при участии местных строи-телей, которые возвели храм, дотоле на Руси не виданный. Он воплотил идею силы и величия киевской державы, став главным архитектурным сооруже-нием города, который определял не только место богослужений, но и место торжественных государственных церемоний. Недаром горожане его считали одним из чудес света.

Первоначальный облик собора во многом отличался от современного вида. Храм был выполнен по византийским канонам, в виде огромной пятинефной базилики, достаточно редко возводимой в империи, где предпочтение отдавалось чаще трехнефной и с одним куполом. А киевский крестовоку-польный собор увенчали вдобавок тринадцатью величавыми главами, что во многом уже отличило от привычного византийского архитектурного стиля. Центральный купол храма как всегда посвящался Христу, как основателю Церкви, а двенадцать остальных куполов символизировали Его Двенадцать апостолов. Хотя следует отметить, что уже существовал подобный аналог в Великом Новгороде - это не сохранившаяся деревянная церковь с 13 глава-ми и также во имя святой Софии. Русское зодчество, плодотворно впитывая византийские традиции, во многом определяло собственный путь развития, о чем красноречиво говорят уже ранние храмы в Новгороде, на Волыни и других городах.

Божественная Премудрость - София, почиталась тогда в Византии в об-разе Богоматери, а в недавно крещеной Руси она находила особое почитание как благословляющая мудрость вновь приходящих к Богу.

Собор Святой Софии имел композицию устремляющейся ввысь пира-миды, которая с того времени стала широко применяться в древнерусском зодчестве. Масса здания постепенно нарастала к центру, достигая своей куль-минации в грандиозном центральном куполе, венчающем плавные сочленения сложной конструкции. На вид храм обладал массивностью, даже излишней тяжеловесностью форм, как и все византийское зодчество, где намеренно отдавалось предпочтение внутреннему великолепию убранства.

С трех сторон храм опоясывал двойной ряд открытых галерей, проемы которых впоследствии были заложены. Нефы собора заканчивались на вос-токе пятью алтарными апсидами, единственно оставшимися сегодня не ис-каженными позднейшими пристройками. Центральный купол возвышался в окружении четырех меньших, а восемь оставшихся куполов расположились по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имели изысканную гранёную форму. Размеры грандиозного собора составляли без галерей приблизительно 29 х 29 м, а с галереями 41 х 54 м. Высота главного купола достигала 28 м. А вмещал храм до 3 тыс. человек, почти большую часть взрослого населения тогдашнего Киева. Стены древнего собора не белились, а ряды тонкого кирпича - плинфы, чередовавшегося с полосками раствора - розоватой цемянки, придавали ему нарядный и торжественный вид. Сегодня отдельные участки древней кладки демонстрируются посетителям на наружных стенах апсид собора.

Входящего в храм прежде всего поражало огромное подкупольное пространство, алтарная арка с подавляющим величием центральной апсиды и таинственный полусумрак, царящий в боковых нефах. Но более всего завораживало обилие многоцветных мозаик и фресок, блистающих в потоках света, ниспадающего сверху. Ими были покрыты все стены и своды собора, красочно донося до зрителя основные евангельские сюжеты. А на своде центральной апсиды возвышалось шестиметровое мозаичное изображение Богоматери Оранты, с тревогой взирающей на мир и прозванной современниками «Не-рушимой Стеной» по стиху из акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Царствия Нерушимая Стено». Застывшая в молитве Богоматерь стала вы-соким духовным символом Небесной Заступницы за родное Отечество. Она стала олицетворением и высокой нравственной силы самого христианства, служащего высоким национальным идеям. Поэтому киевляне утвердились во мнении, доколе будет стоять Оранта, будет стоять и наш великий град - «матерь городов русских».

Мозаичное искусство применялось в наиболее значимых участках хра-ма, оно имело свою сакральность, выделяя тем самым важные доминанты церковной символики. Сдержанная палитра мозаик, насчитывающая более 170 оттенков, хоть и блистающих на золотом фоне, символизирующем про-странство горнего мира, тонко подчеркивала изысканными художественными средствами торжественность и величавость представленных образов. Мозаи-кой был украшен центральный купол, центральная апсида и два стоящих по бокам от неё алтарных столпа. Под куполом словно парило мозаичное изо-бражение Христа Вседержителя (Пантократора), а вокруг него располагались четыре архангела. Причем из них сохранился лишь один, а остальные были дописаны в XIX в. известным художником М.А. Врубелем масляными крас-ками. Мозаики занимали более 650 кв. м площадей стен собора, из которых дошло до нас около трети.

Все пространство стен собора, столбов, сводов, не украшенных мозаи-кой, были расписаны фресками, составлявшими неповторимое единство с архитектурными формами. Евангельские сюжеты, изображения апостолов и многочисленных святых украшали интерьер собора, донося до верующих основные идеи христианства. Многие лица исполнены духовной непреклон-ности и суровости, подчеркивающей основные нравственные постулаты того времени. Художественный стиль изображений соответствовал византийскому искусству первой половины XI в. Судя по славянским чертам лиц, в росписях, несомненно, принимали участие и русские художники. В западной части на-ходилась композиция ктитора храма, т.е. основателя, не дошедшая до нас в полной мере. Сохранились лишь ее боковые изображения, а большая часть представляется по сохранившемуся рисунку А. ван Вестерфельда, сделанного им в 1651 г. По обеим сторонам Христа были изображения равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги, великого князя киевского Ярослава Мудрого с макетом возведенного им собора в руке и его супруги Ирины, с сыновьями и дочерями. Фрески украшают и колокольню собора, с изображениями сцены игр, организованных в Константинополе императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Ольги. На фресках изображения жонглеров, музыкантов, танцоров, захватывающие гонки на колесницах и пр. Всего до нас дошло около 3 тыс. кв. м уникальных фресок. Вряд ли в Европе сохранилось в одном месте такое количество средневековых росписей и мозаик периода XI в.

Примечателен тот факт, что на стенах храма за всю его многовековую историю сохранилось множество граффити, в том числе XI-XII вв., что говорит о высокой грамотности населения того времени.

Значительное внутреннее пространство храма занимали обширные хоры, расположенные в боковых нефах и в западной части, соединенных со вторым этажом галерей. Они предназначались для княжеского окружения и знати, откуда слушались все церковные богослужения. Туда поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в специальных башенках.

Святая София долгие века была кафедральным собором русской митропо-лии, где воздавались у алтаря благодарственные молебны в честь государствен-ных свершений и молили Бога в годины испытаний. Здесь проходили торже-ственные церемонии «посажения» на великокняжеский киевский престол и митрополичью кафедру, принимали послов и целовали крест. Здесь Ярослав Мудрый начал собирать первую русскую библиотеку и впервые открыл школу, здесь он повелел вести летописание и начать переводы книг на славянский язык. Собор был великим православным центром духовной и общественной жизни Древней Руси, пока не случилось нашествия татаро-монгол.

Огромные разрушения и опустошение принесло вражеское нашествие, прервав культурное развитие Древней Руси. В 1240 г. Софийский собор был хищнически разграблен войсками Батыя, и лишь к 1390 г. митрополит Киприан восстановил его. Но храм, как и сам Киев, более трех веков находился почти в запустении после вражеского завоевания. В 1596 г. собор оказался в руках грекокатолической (униатской) церкви, которая нанесла ему не меньший ущерб. Униаты даже начали продажу каменных украшений со стен Софий-ского собора. Православный храм возродился с приходом митрополита Петра Могилы, который в 1630 г. отобрал его у униатов, а затем отреставрировал и основал здесь мужской монастырь.

Реконструкция собора продолжилась и в дальнейшем. При гетмане Мазепе храм был наружно перестроен в национальный стиль украинского барокко. Внешние галереи были надстроены, появились четыре новых дополнительных купола, а остальные приобрели грушевидную форму, принятую в украинской архитектуре. Собор был побелен, сокрыв характерную византийскую кладку. По заказу Мазепы была также возведена новая колокольня, где до сих пор сохраняется колокол, отлитый по его заказу и носящий его имя. Реконструкция собора продолжалась и в дальнейшем. В 1740-х гг. фронтоны и барабаны собора были украшены лепными орнаментами, а в середине XIX в. были восстанов-лены утраченные на фасадах лепные украшения, позолочен главный купол и главки малых куполов. Тогда он окончательно приобрел свой нынешний облик. При этом его внутреннее убранство почти не изменялось, лишь в 1747 г. появился новый иконостас, а в XIX в. чугунные напольные плитки.

В XVIII в. для иконостаса была создана принципиально новая композиция иконописного ряда, прославляющего Премудрость Божию. Одна из икон, Святая София, скоро стала почитаться чудотворной, после произвольного возгорания перед ней лампады.

В1934 г. архитектурный комплекс, куда помимо Софийского собора вошли колокольня (1706 г.), дом митрополита (1730 г.), трапезная (1730 г.), братский корпус (серед. XVIII в.), бурса (семинария) (1767 г.), хлебопекарня (1730 г.), южная въездная башня (начало XVIII в.) и врата Заборовского (1746 г.), был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей». На территории заповедника и в самом соборе сохранилось около 100 захоронений, в том числе эпохи Древней Руси. Многие захоронения именитых князей в соборе были утрачены, в том числе и усыпальница Владимира Мономаха. Но сохранился саркофаг самого ктитора храма, великого князя Ярослава Мудрого и его жены Ирины. Неоднократно осуществлялось его вскрытие для научных исследований в 1936, 1939 и 1964 гг. Тогда же был реконструирован облик князя известным антропологом М. Герасимовым. Новое вскрытие саркофага состоялось недавно, в 2009 г.

Существуют многочисленные легенды о подземных лабиринтах под древ-ним собором, поиски которых проводились лишь однажды, в 1916 г., но не были завершены. Согласно одной из легенд, в одном из подземелий хранится легендарная библиотека Ярослава Мудрого.

Церковные богослужения в Святой Софии до настоящего времени не возобновлены, за исключением 24 августа - Дня независимости Украины, с 2005 г. представители различных религиозных организаций здесь совершают совместную молитву. Украинская православная церковь Московского Патриархата участие в этом мероприятии не принимает, справедливо отказываясь участвовать в совместной молитве вместе с отлученной РПЦ «украинской автокефальной церковью».

Святая София Киевская уже почти тысячу лет возвышается в самом сердце древнего града, даря людям великую радость общения с сотворенным когда-то чудом византийской и древнерусской архитектуры, воплотивших в себе на века высокие образцы нашей православной духовности.

Софийский собор был заложен в 1037 году князем Ярославом Мудрым. По преданию храм был возведен именно на том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами. Во XI-XIII веках собор неоднократно разорялся - половцами, печенегами, а особенно сокрушительному разрушению собор подвергся при захвате Киева в 1240 году татаро-монголами под предводительством хана Батыя. Храм был разрушен, но все же не уничтожен. В 1385 - 90 гг. митрополит Киприан воссоздал его из руин, после чего более трех с половиной веков храм находился в запустении. В 1630-е годы киевский митрополит Петр Могила отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.

Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

Угроза разрушения нависла над древним храмовым комплексом в XX столетии. В начале 1930-х годов советская власть приняла решение об уничтожении Софии, лишь вмешательство Франции, которая помнила о том, что королева Анна (жена Генриха I) была дочерью основателя храма Ярослава Мудрого, не позволило уничтожить эту реликвию.

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи неё ещё более широкой одноярусной. Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами. Но в результате перестроек XVII-XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был побелен. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму.

Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, ее родителей Иоакима и Анны, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, покровителя Киева - архистратига Михаила и многих православных святых.

На заметку

  • Месторасположение: Владимирская, 24, Киев.
  • Ближайшая станция метро: "Майдан Незалежности".
  • Часы работы: ежедневно, 10.00-18.00.
  • Билеты: стоимость - 3 грв.

Собор Святой Софии Богоматерь-Оранта Христос и апостолы, фреска Семья Ярослава Мудрого, фреска Вид сверху

Софиевский собор

Собор Святой Софии (Софиевский, Софийский собор) находится в центре Киева . Это основное культовое сооружение Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого , именно под его стенами собиралось Киевское вече. Однако, согласно последним результатам исследований, ученые предполагают, что основателем собора мог быть креститель Киевской Руси князь Владимир , и отсчет времени существования храма, возможно, надо вести от 1011 года.

История возникновения этой церкви очень запутана и не до конца понятна. Общепринятая версия гласит, что Софийский собор в Киеве был построен в честь главного храма греческой церкви Константинопольского собора - Богоматери-Оранты, олицетворением которой была София (премудрая). Место для храма было выбрано символично - именно здесь в 1036 году в битве с печенегами киевляне одержали победу, а в 1037 году Ярослав Мудрый заложил собор, одноименный с большим Константинопольским Софийским собором.

Оценивая технические средства, использовавшиеся при строительстве Софиевского собора, а также некоторые архитектурные особенности, можно предположить, что строительством занимались греки, прибывшие из Константинополя. В построении храма отчетливо проступают традиции византийского зодчества, но с некоторыми нюансами. На византийскую архитектурную школу указывают и две лестничные башни, ведущие на хоры и гульбище - так называлась плоская крыша храма. Во время богослужений на хорах располагался великий князь с семьей и приближенными лицами. Когда богослужений в храме не было, возможно, на хорах князь встречал послов, решал различные государственные вопросы. На хорах также хранилось собрание книг, принадлежавшее Софиевскому собору. Сначала в храме Софии было 13 глав, сейчас их 19.

В течение своего существования, Софиевский собор претерпел несколько разрушительных нападений и разграблений. В 1169 году значительный вред Софийскому собору нанес Андрей Боголюбский, князь Суздальский, в ходе нападения на Киев. В 1180 году, во время пожара храм чуть не сгорел дотла. Когда в 1240 году в Киеве свирепствовали воины хана Батыя, Софиевский собор был разграблен. В 1497 году Софийский собор был тоже разграблен, но уже крымскими татарами. В течение XVI в. храм приходил в упадок, возрождать святыню начали только в XVII в. В частности, большой вклад в восстановление Софийского собора сделал гетман Иван Мазепа в 1688 году.

До наших дней дошли записи рассказов иностранных путешественников о соборе, датируемые XVI и XVII веками, но наибольшую ценность представляют рисунки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда, сделанные в 1651 году во время его визита в Киев.

Изнутри собор Софии Киевской меньше пострадал от времени и вандализма, чем снаружи. До наших дней дошла часть ранних мозаик и росписей, выполненных византийскими живописцами. На стенах Софийского собора, как и на стенах Михайловского, были обнаружены граффити - нацарапанные надписи, рассказывающие о государственных деятелях и политических событиях.

Самые главные мозаики собора - это Богоматерь-Оранта ("нерушимая стена", существует легенда, что пока стоит Оранта, до тех пор стоит и Киев) и купольная мозаика Христос-Пантократор. Мозаичные работы выполнялись преимущественно смальтой (сплав стекла, солей и окислов металлов), но иногда в мозаиках встречаются фрагменты из натурального камня. Кусочки смальты, размером примерно 1х1 см, вдавливались прямо в свежую штукатурку. Очень богатая палитра мозаик Софийского собора, в нее входит более 170 оттенков.

Фрески собора сохранились не так хорошо, как мозаичные украшения. Железные плиты, которыми выложен пол Софиевского собора, содержат изображение мусульманской символики - полумесяца. Изначально полы были мозаичными в центре храма, а в боковых нефах, в усыпальнице и на хорах - керамическими. Фрагменты мозаичных и керамических полов в некоторых местах уцелели и дошли до наших дней. В XVII веке произошло первое из известных обновления фресок Софийского собора. Работы по обновлению проводились клеевыми красками. В начале XVIII в. все стены в соборе были оштукатурены, побелены, а поверх слоя штукатурки наносилась масляная роспись. В XIX в. древние фрески вновь раскрыли и обновили маслом, стараясь сохранить их первоначальный вид. В тех местах, где фрески оказались слишком повреждены, была наложена штукатурка и добавлена роспись.

Самыми главными ценностями и святынями храма было распятие, которое княгиня Ольга привезла из Константинополя, а также "Шапка Мономаха", подаренная Владимиру Мономаху Византийским императором. Здесь же хранились руки святой великомученицы Варвары и челюсть князя Владимира - крестителя Руси.

В ХХ в. над Софиевским собором, как и над многими другими памятниками христианской культуры, нависла угроза уничтожения. В начале 30-х годов было принято решение о разрушении храма, и его могла постигнуть участь Михайловского собора. Спасло храм вмешательство Франции. Дело в том, что королева Анна , жена короля Франции Генриха I, была дочерью Ярослава Мудрого, который основал Софиевский собор, и Франция об этом помнила. Опасаясь международного скандала, советское руководство приняло решение о создании в 1934 году Софийского музея-заповедника.

После того, как Софийский собор и прилегающие к нему здания стали музеем-заповедником, здесь начали проводиться грандиозные исследовательские и реставрационные работы. Мозаики очистили, а с фресок изъяли поздние слои масляных красок, укрепили штукатурку и роспись. В местах, где фрески XI века утрачены, можно увидеть росписи XVII, XVIII и XIX веков.

На сегодня длина Софиевского собора без галерей составляет 29,5 м, ширина - 29,3 м, если учитывать размеры с галереями: 41,7 м и 54,6 м. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина подкупольного квадрата 7,6 м.

В прошлом на территории собора и в самом соборе находилось около 100 захоронений. До наших дней сохранились захоронения Ярослава Мудрого и его жены Ирины. Все другие захоронения, среди которых было и погребение Владимира Мономаха, были утрачены. Саркофаг великого князя Ярослава Мудрого вскрывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и в сентябре 2009 года.

Собор Святой Софии стал первым украинским памятником истории и архитектуры, который был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, он является государственным музеем-заповедником. По этой причине его запрещено передавать религиозной организации, а также проводить богослужения. Исключением является День независимости Украины , когда в Софиевском соборе представители различных религиозных конфессий совершают совместное богослужение в честь Украины.