Святые горы национальный природный парк. Национальный природный парк «Святые горы


Богатырь Илья Муромец, пребывая в некоторых географически неопределенных краях, встречает богатыря-великана Святогора. Илья либо случайно пересекается с ним, когда тот движется по направлению к Святым горам, либо сам прибывает на Святые горы, где таинственный великан только и может находиться, поскольку, согласно указаниям былины, «не носила его мать сыра земля» (Гильф. № 1). Нередко знакомство начинается с того, что Илья наносит спящему в седле Святогору несколько ударов, но тот не реагирует на них и даже не просыпается. При этом Святогор незаметно для себя хватает Илью и бросает в карман (за пазуху). По прибытии на Святые горы великан просыпается и замечает Илью. Богатыри решают побрататься (меняются крестиками) и далее вместе путешествуют по горам. Некоторые варианты упоминают о передаче Святогором Илье своих знаний и богатырских навыков. Вскоре побратимы замечают стоящий среди гор раскрытый гроб (вар.: мастеров, которые изготавливают гроб) и решают его примерить. Илье гроб оказывается непомерно велик, но Святогору как раз впору; ему так удобно в гробу, что он просит Илью накрыть его крышкой (или же крышка наваливается сама собой). Снять крышку и освободить Святогора, однако, не удается. Попытки Ильи Муромца разбить крышку приводят к тому, что на нее наскакивают железные (медные) обручи, которые окончательно запирают Святогора. Последний понимает, что его судьба – умереть в этом гробу. Он завещает Илье свой меч, а также предлагает воспринять часть его огромной силы через посредство последнего издыхания или же пены (пота), которая будет выходить из него в момент умирания. Иногда
Илья впитывает в себя эту силу, иногда же отказывается от нее, понимая, что сила умирающего великана может оказаться для него губительной.

С. В. Конча БЫЛИНЫ О СВЯТОГОРЕ И ВОПРОС ОБ ИСТОРИЗМЕ БЫЛИННОГО ЭПОСА
http://www.drevnyaya.ru/vyp/2010_4/part_4.pdf

...На ранних этапах изучения былинного эпоса Святогора обычно считали воплощением некой природной стихии, персонифицированным символом ее силы и могущества. При подобном подходе остается, однако, совершенно непонятным, какую именно стихию может воплощать Святогор, в чем проявляет себя его сила, почему «богатырь-стихия» не может появляться «на Святой Руси», почему его не носит земля и почему, в конечном счете, он неизбежно умирает в обычном дубовом гробу. Робкая попытка увидеть в Святогоре воскресающее языческое божество, по аналогии с тем, что запечатанным в гробу умирает также египетский Озирис, не имела успеха, так как никакого намека на воскрешение Святогора былины не содержат и не наделяют богатыря-великана какими-либо признаками божества

Против мнения о «старшинстве» Святогора, т. е. о некой особой («мифологической») древности предания о нем, убедительно выступил В. Г. Смолицкий. Он подчеркивает тот хорошо известный факт, что нет других былин, где бы описывались качества Святогора, кроме былины о встрече с ним Ильи. Ознакомление со Святогором происходит как бы через посредство Ильи Муромца, через сравнение с его силой, его размерами, его нравом, его происхождением и статусом, т. е. с качествами, известными из других былин. Будь образ Святогора более древним, чем образ Ильи, мы наверняка имели бы обратное соотношение и, скорее всего, имели бы отголоски представлений и преданий о нем в других былинах. Следовательно, не «старший» богатырь Святогор, а «младший». Возникновению этого образа обязательно должна была предшествовать слава образа «его крестового брата Ильи Муромца».

Непонятной выглядит и ситуация с «этнической», если можно так сказать, соотнесенностью Святогора. «Предивный богатырь» как будто противопоставлен Руси (понимаемой в былинах не просто как страна, но и как средоточие мирового добра и правды). «Не ездил он по Святой Руси», – констатирует былина (Гильф. № 1). Когда Илья при встрече ударяет Святогора, тот произносит: «Ох, больно руськи мухи кусаются» (БПК. № 4). Однако факт того, что Илья легко вступает в приятельские отношения со Святогором, становится его побратимом и даже (в некоторых вариантах) обменивается с ним крестами, указывает на то, что Святогор мыслился скорее «своим» и положительным персонажем, чем чужим, «злым» и потенциально враждебным (отметим, что былинные русские богатыри, как правило, не приятельствуют с нерусскими).

Невозможность Святогора существовать вне его родных Святых гор былина объясняет непомерной мощью богатыря. Святогор, следовательно, не только чужеземец, но и существо, качественно не сопоставимое с обычными людьми.

Показательно, что «горный великан» Святогор во всех без исключения случаях умирает именно в гробу (гробнице, домовине) с крышкой.

Обряд телоположения в камерных гробницах существовал на Руси примерно между первыми десятилетиями Х в. и временем принятия христианства. Многочисленные захоронения в камерах выявлены на могильниках в районах Киева, Чернигова, Ладоги, Смоленска (Гнёздово) и Ростова (Тимирево). Обряд был присущ, несомненно, знатной прослойке.

Размеры гробниц колеблются примерно от 2 x 1 x 0,5 м до 5,5 x 5 x 4 м. Они, следовательно, вполне сопоставимы с приведенными выше былинными указаниями на соотношение размеров «Святогорова гроба» и обычного человека, каковым здесь выступает Илья Муромец, лежащий «как ребёнок» в одном лишь «уголку» гробницы.

Неоднократно отмечалось наличие в языческих по общему характеру камерных погребениях отдельных христианских черт, к которым можем отнести упомянутые уже свечи, а также крестики-подвески. В Гнёздово, в частности, обнаружен крестик при воинском погребении с конем, датируемом 70-ми годами Х в. Последнее можем сопоставить с отмеченным многими вариантами былины наличием креста у «чудовища» Святогора.

От описания гробницы вернемся к самому Святогору. Для его характеристики, помимо размеров, существенны следующие черты.
1. О его подвигах и прошлых деяниях ничего не известно, по ходу сюжета он также не совершает каких-либо значительных действий.
2. Он не может жить (находиться) вне Святых гор, хотя все же Илья Муромец обычно встречает его на пути к этому месту.
3. Он крайне инертен; во время встречи с Муромцем он изображается спящим в седле и почти не чувствует наносимых ему ударов.
4. Ото сна он пробуждается, лишь прибыв на Святые горы, и только здесь впервые замечает Илью, которого везет с собой.
5. Он неизбежно умирает в обоих сюжетах о нем. Его смерть предопределена уже заранее, предназначенный ему гроб ожидает его на его «родных» Святых горах.
Все эти черты, явно мало совместимые с богатырским «статусом» и великанской мощью, находят свое объяснение, если допустить, что Святогор есть не кто иной, как мертвец, находящийся на пути к месту последнего упокоения

Умерший выдающийся воин, коим является былинный Святогор, по всей видимости, не носил этого имени при жизни, т. е. живого Святогора никогда не было. В противном случае, эпос непременно сообщил бы о его прежних деяниях. Образ Святогора, скорее, выглядит воплощением мертвеца как такового, безотносительно к его прижизненному прошлому. Само слово «святогор», по-видимому, является эвфемистическим обозначением умершего, в какой-то степени аналогичным современному «покойный». Как справедливо указывалось уже многими исследователями, оно явно производно от названия «Святые горы» – места, которое не может покинуть богатырь-великан, дабы свободно ездить по земле («по Руси»).

Святые горы, где пребывает, не имея возможности их покинуть, «святогор», т. е. мертвец, покойник, не что иное, как языческий курганный могильник.

Упомянутому былиной «рукопожатию» между отцом Святогора и Ильей Муромцем сопутствует немалый фольклорный материал. Как помним, Илья протягивает старику булаву или кусок раскаленного железа, который тот принимает за руку богатыря. Подобный мотив встречается в сказках и легендах, в частности, именно так здоровается с посетителями пребывающий в подземелье замка Кронборг (и мыслящийся давно умершим) Хольгер Датчанин. По-видимому, подобное «опосредствованное» рукопожатие является отголоском какого-то ритуального действия спиритического характера, позволяющего установить связь с обитателем потустороннего мира и в то же время предохранить живых от его опасного воздействия.

В контекст воспроизводимого былиной погребального ритуала вполне органично вписывается и мотив «неверной жены» Святогора. Особенности ее поведения, «измена» мужу с Ильей, внезапная смерть находят свое объяснение при сравнении фрагментов соответствующих вариантов былины с описанием похорон знатного руса у Ибн-Фадлана, где значительное внимание уделено обряду посмертной свадьбы и умерщвления молодой девушки, пожелавшей стать подругой умершего в загробном мире

Можно предположить, что прототипом Муромца в данном сюжете является распорядитель ритуала, языческий жрец, или (если исходить из аналогий с текстами Ибн-Фадлана) родственник умершего.

Но существуют также варианты (прозаические пересказы) этого сюжета, где Илья действительно умирает возле гробницы Святогора:
Илья Муромец... стал к коню подходить, взялся за седло, взял ногу в стремя – тут Илья и конь оба околели. Тут и кончились они – Илья и Святогор (Сидельников. № 40).
Тогда распростился Ильюшенька с Егором-Златогором, не м ножко отъехал и окаменел на коне – ходу не стало. Господь ему не попустил. А Егор-Златогор окаменел в гробу
– Ну, наверно это моя смерть, уж коль умер Святогор-богатырь, то наверно и я умру. – И он сошёл с коня, привязал к гробу, зашёл в гроб, крышка закрылась и Илья кончилсе

Мы подходим, таким образом, к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: загадочный великан-богатырь «Святогор» может оказаться не кем иным, как умершим Ильей Муромцем!

Данный вывод может показаться слишком умозрительным, однако в его пользу можно привести варианты фактически того же сюжета, где Илья Муромец умирает в роковом гробу точно так же, как умирает Святогор. Имя последнего при этом не упоминается. Та роль, которую обычно играет Илья в былине о Святогоре, достается или его не названному по имени «товарищу», или же обычным былинным побратимам Ильи – Алеше и Добрыне, которые поочередно примеряют гроб, пытаются разбить налетающие на него обручи. Хотя варианты, где Илья выступает в роли Святогора, единичны, прочие былинные герои в подобной ситуации не оказываются никогда, что может указывать на неслучайность замены Святогора Ильей.

http://www.varvar.ru/arhiv/slovo/svyatogor.html

Национальный природный парк «Святые горы» располагается на севере Донецкой области, в Славянском, Краснолиманском и Артёмовском районах, вдоль левого берега р. Северский Донец. Этот уголок природа необыкновенно красив, но не только это отличает его от других национальных парков Украины. «Святые горы» - это более 120-ти объектов археологии, свыше 70-ти памятников истории, несколько заказников и памятников природы разного уровня. Здесь произрастают редчайшие экземпляры и целые группы реликтовых растений, а общее число видов растений превышает 9 сотен. На территории парка живут более 250-ти видов животных, из них 50 занесены в Красную книгу Украины. Парк славится своими меловыми горами, которые в 2008 году попали в Тор – 100 конкурса «7 чудес Украины».

О притягательной силе природы Святогорья писали многие писатели. За ее волшебные пейзажи и прекрасные возможности для восстановления здоровья Антон Павлович Чехов назвал Святогорье «Донецкой Швейцарией». После посещения Святых гор многие художники XIX в. оставили потомкам свои творческие работы. В их числе И. Репин, С. Васильковский, А. Киселев, Ю. Феддерс.

Сердце национального парка - Свято-Успенская Святогорская лавра, история которой уходит вглубь веков. Одна из существующих версий связывает происхождение обители с византийскими иноками, бежавшими от преследования императорской власти в период иконоборческой ереси.

Поблизости от национального парка «Святые горы», находится издавна известный источник минеральных вод и лечебные грязи. Местные жители и врачи-специалисты их постоянно используют для принятия ванн и для изготовления аппликаций.

Ежегодно в парке бывают тысячи туристов, которые приезжают сюда на отдых и лечение. Большую роль играет также научно-познавательный туризм.

С давних пор это место известно под названием «Святые горы» . Теперь это один из крупнейших заповедников национального значения. Расположенный парк занимает площадь свыше 40 тысяч гектаров, и обладает разнообразным ландшафтом. Город Святогорск также является его заповедной исторически-культурной частью. В задачи парка входят научная работа, сохранение уникальной природы и организованный экологический туризм .

Вся территория национального парка разделена на зоны по функциональному назначению с разным режимом охраны.

Побережье реки Северный Донец, входящее в состав заповедника, имеет огромное историческое значение, здесь происходили события, описанные в «Слове о полку Игоревом». Здесь же, по сведениям летописца Нестора, в 1111 году Владимир Мономах одержал славную победу над половецким воинством.

Протекающий по территории парка Северный Донец – одна из крупнейших рек на Украине. Озера глубоки, и богаты ключами, бьющими из их дна.

Национальный природный парк «Святые горы» очень богат растительностью, свыше девятисот видов составляют его фонд. , большей частью дубовые, занимают большую (91%) площадь парка. Наиболее ценные из них, Маяцкие Дубравы начали охранять еще при Петре I. В заповеднике есть даже шестисотлетний дуб, высотой под тридцать метров, и свыше шести метров в обхвате.Особенно ценны меловые боры, состоящие из реликтовых меловых сосен, занесенных в Красную книгу.

В целом Святые Горы дано назвали сокровищницей живых ископаемых. Здесь сохранились растения, которые трудно найти в других местах планеты. Меловая сосна встречается в России, а в национальном парке их осталось несколько сотен, и задача сотрудников заповедника – сберечь их.

Еще одно реликтовое растение, бережно сохраняемое в Святых Горах – скумпия. Она с семнадцатого века служила красителем для кожи, придавая ей особый оттенок коричневого цвета. Скумпия очень красива, особенно осенью, когда ее листья становятся багряными. Существует в заповеднике и свой раритетный фонд, включающий такие особо редкие растения, как гусиный лук, донской дрок, меловый погремок, беловойлочная полынь, и другие представители исчезающей флоры.

Фауна здесь тоже очень интересна, сорок видов рыб, в числе которых елец Данилевского и вырезуб. Минога Украинская занесена в Европейскую Красную книгу. Водится в водоемах очень редкая болотная черепаха. Ужи, медянки и гадюки тоже прекрасно чувствуют себя в естественных природных условиях.

Проложить маршрут с промежуточными точками и отметкой на национальном природном парке «Святые горы» можно воспользовавшись приложением.

Проложить маршрут

Друзья!

Будем Вам признательны также за оставленный комментарий.

Восточная Украина

Святогорск. Национальный парк "Святые горы"

Святогорск. Национальный парк «Святые горы»

Парк, который был создан 13 февраля 1997 года, тянется вдоль левого берега р. Сиверский Донец. Это седьмой национальный парк в Украине и первый в восточном регионе страны. Раритетные составные растительного и животного мира можно назвать золотым фондом национального парка .

Парк «Святые Горы» являет собой уникальный уголок , который хранит тайны седой древности и геологическую историю наших времен, а также неповторимые памятки, созданные природой.

Много лет тому назад здесь шумело внутриконтинентальное море . Одним из доказательств этого есть высокий правый берег Сиверского Донца, который состоит из мела. На территории парка расположены знаменитые меловые горы , на которых сохранились редкие виды растений , например, меловая сосна , которая занесена Красную книгу Украины и подлежит охране. Кстати, в 2008 году именно меловые горы, которые находятся на территории природного парка, попали в список «Семь природных чудес Украины».

Уникальный комплекс памяток около Святогорска в 1980 г. был объявлен историко-архитектурным заповедником. Безусловно, основа комплекса достопримечательностей заповедной зоны - это Свято-Успенская Святогорская лавра , которая была основана в XIII - XVI веках, и расположилась на правом берегу р. Сиверский Донец. К комплексу исторических памятников также принадлежит памятник Артему , автором которого стал знаменитый скульптор Иван Петрович Кавалеридзе , который был автором памятника княгине Ольге в Киеве. Около монумента расположился Мемориал Большой Отечественной войны.

Настоящей жемчужиной заповедника являются пещерные храмы с Николаевской церковью , которая была построена в XVII в. на меловой скале. Это уникальное кирпичное сооружение с меловым алтарем воспроизводит в камне традиции деревянной народной архитектуры и является оригинальным творением украинского барокко во времена его наивысшего расцвета.

Живописность ландшафта, богатство культурно-исторических памяток, лечебные климатические условия, длительный комфортный период для отдыхающих обусловливают высокий рекреационный потенциал территории парка и создают замечательные возможности для круглогодичного отдыха, оздоровления, лечения и туризма.

Уникальные канатные экологические трассы в парке «Святые горы» . Национальный природный парк «Святые горы» может похвастаться уникальными для Украины подвесными экологическими трассами. Канатный парк имеет 3 трассы длиной 76 м, 110 м и 215 м. Кроме трасс в парке есть скалодром высотой 12 м. В сезон в Святогорской курортно-рекреационной зоне действует свыше 20 детских лагерей

Одним из них является Национальный природный парк «Святые горы» (http://www.svyatygory.org –официальный сайт). Парк был cоздан 13 февраля 1997 года. Расположен в северной частиДонецкой области Украины, в Славянском (11957 га), Краснолиманском (27665 га) иАртёмовском районах. Располагается вдоль левого берега реки Северский Донец с большими выступами на правом берегу. В 2008 году меловые горы на территории национального природного парка «Святые горы» попали в Top-100 всеукраинского конкурса «Семь природных чудес Украины».

В парке проводится работа по охране и изучению ценных природных и историко-культурных комплексов и объектов на его территории, созданию условий для организованного туризма и отдыха населения и экологическое просвещение посетителей.

Парк имеет важное значение в историко-археологическом плане. На территории Святых горнаходится 129 объектов археологии (от палеолита до средневековья), 73 памятника истории. В 1980 году на нынешней территории парка был основан государственный историко-культурный заповедник. Основу комплекса памятников заповедника составляет - Свято-Успенская Святогорская лавра(основана в XIII - XVI веках, статус лавры получила в 2005 году), расположенная на скалистом правом берегу Северского Донца. К комплексу исторических памятников также относится монументальная скульптура Артёма работы И. П. Кавалеридзе. Рядом с памятником находится Мемориал Великой отечественной войны. В состав Национального природного парка «Святые горы» включены 13 особо охраняемых природных территорий Донецкой области – ландшафтных, лесных, ботанических заказников и памятников природы.
Растительность национального природного парка "Святые Горы" имеет огромную научную ценность. На площади 40,5 тыс. га произрастает половина видов высших растений, которые когда-либо отмечались на Юго-Востоке Украины - 943 вида, в том числе, 27 видов - деревья, 63 - кустарники и 853 - травянистые растения. 48 видов растений занесены в Красную книгу Украины, 20 видов произрастают только на данной территории. Охраняется растительность долины реки Северский Донец:реликтовые и эндемические растительные группировки на
отслоениях мела, байрачные леса, степи, луговая и болотная растительность. Особую ценность представляют уникальные меловые боры, сформированные сосной меловой – третичным реликтом, занесенным в Красную книгу Украины и в Международный Красный список МСОП (IUCN). Как уникальный уголок природы, меловые горы издавна привлекают внимание ученых. Сосна меловая отличается от сосны обыкновенной. В настоящее время в Украине сосна меловая сохранилась только впарке "Святые Горы" и заповеднике "Меловая флора".
Очень интересен животный мир парка - на территории «Святых гор» живут 256 видов животных. Фауна насчитывает 43 вида млекопитающих, 10 - пресмыкающихся, 9 - земноводных, 40 - рыб. Есть ласка, лесной хорек, американская норка, лесная и каменная куницы - обычные жители типичных биотопов национального парка. Встречаются также горностай, барсук и выдра, занесенные в Красную книгу Украины. На территории парка постоянно живет несколько групп волков. Копытные представлены аборигенными для региона косулей и кабаном, таежным жителем лосем, который широко распространился во второй половине ХХ столетия, и акклиматизированным в 60-х годах из Приморья пятнистым оленем.
Всего среди диких жителей национального парка "Святые Горы" 49 видов занесены в Красную книгу Украины и 13 – в Европейский красный список. Раритетный состав животного и растительного мира можно с уверенностью считать золотым фондом "Святых Гор".

Национальный природный парк «Святые Горы» - чудесное место для организации и проведения туризма, экологических экскурсий и экологического просвещения. Здесь можно отдохнуть, оздоровиться и познакомиться с прекрасными природными и культурно-историческими комплексами.