Теоретические аспекты культурно-познавательного туризма. Культурно-познавательный туризм: как развивать и финансировать Перспективы развития культурного туризма

Культурно-познавательный туризм является одним из основных видов туризма в современной индустрии отдыха.

Под культурно-познавательным туризмом понимаются различные виды путешествий, отвечающие потребности духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание в различных местах и протекающие в форме организованного отдыха и экскурсионной деятельности .

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика" .

Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма. Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм - это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей.

Следовательно, культурно-познавательный туризм помимо ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями может включать посещение культурных мероприятий, фестивалей, музеев, театров, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями .

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

· знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

· посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

· посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

· участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества .

В настоящее время развитие культурно-познавательного туризма связано прежде всего с тем, что он способствует созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

Развитие культурно-познавательного туризма играет важную роль и в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения. Развитие сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации, сохранению и развитию культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами. Туризм является средством открытого доступа к человеческим ценностям, культурному наследию, духовному оздоровлению. Кроме того, туризм является средством коммуникаций, взаимопонимания между людьми, средством развития интеллекта.

К преимуществам культурно-познавательного туризма можно отнести следующие факторы:

Возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);

Повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата;

Создание новых рабочих мест;

Обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории .

Выделяют несколько уровней культурно-познавательного туризма:

Профессиональный, основанный на профессиональных контактах;

Специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;

Неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;

Сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения. :

В зависимости от цели путешествия культурно-познавательный туризм можно разделить на следующие виды:

Экскурсионный (познавательный) туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов в посещаемой стране. Поездка может включать в себя познавательные и рекреационные цели одновременно;

Религиозный (поездка по святым местам);

Этнографический (целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов);

Экологический (объекты туристского показа не только историко-культурные, но и природные достопримечательности).

Остановимся на самом распространенном виде культурно-познавательного туризма - экскурсионном.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются :

б) по составу и количеству участников;

в) по месту проведения;

г) по способу передвижения;

д) по продолжительности;

е) по форме проведения.

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т.д.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.

По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижения -- пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Некоторые экскурсионные учреждения используют для экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т.д.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 академического часа (45 мин) до суток.

По форме проведения экскурсии могут быть различными :

Экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т.д.;

Экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

Экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

Экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

Экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть :

Экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

Экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т.д.;

Экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

Учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

Пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

Показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т.д.

Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.

География экскурсионных культурно-познавательных туров имеет широкий диапазон и простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется.

Культурно-познавательный туризм становится популярным направлением и в России. С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну, а также внутреннего туризма могут в основном представлять следующие виды туризма:

Культурно-познавательный;

Деловой;

Специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.)

Россия обладает уникальным природным и историко-культурным потенциалом, объектами культурного наследия. Данный потенциал может и должен быть использован для организации культурно-познавательных экскурсионных туров. Основные географические центры и объекты культурно-познавательного туризма в России представлены в таблице 1.

Таблица 1. Объекты культурно-познавательного туризма в России

География

Достопримечательности

Комплекс Московского Кремля, собор Василия Блаженного, храм Христа Спасителя, Новодевичий, Донской, Свято-Данилов монастыри, дворцово-парковые ансамбли Коломенское, Кусково, Останкино. Большой театр, Третьяковская картинная галерея и Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Подмосковные города Сергиев Посад, Звенигород, Серпухов, Коломна, комплексы Троице-Сергиевой Лавры, Ново-Иерусалимского, Иосифо-Валоколамского монастырей. Живописны и романтичны подмосковные усадьбы -Архангельское, Марфино, Абрамцево, Суханово, Мелихово.

Санкт-Петербург

Зимний дворец, шпиль Адмиралтейства, Стрелка Васильевского острова, Исаакиевский и Казанский соборы. Медный всадник, скульптуры и изящнейшая решетка Летнего сада, каналы и разведенные по ночам мосты Невы. Сокровища Эрмитажа и Русского музея, Мариинский театр, незабываемые белые ночи. Пригороды: великолепны дворцы и парки Царского Села, фонтаны Петергофа, аллеи Павловска, где проходили знаменитые музыкальные вечера и давал концерты «король вальсов» Иоганн Штраус.

«Золотое кольцо России»

от Москвы на северо-восток через древнерусские города: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Углич, Кострому, Суздаль, Владимир и другие.

В маршрут Золотого кольца входят памятники истории и культуры, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО: ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, шедевры белокаменной архитектуры Владимира и Суздаля, привлекают туристов изделиями старинных русских народных промыслов. Это ростовская финифть, расписные подносы из Жостово, лаковые шкатулки Палеха, произведения стеклодувов Гусь-Хрустального. От поколения к поколению переходят традиции древних мастеров. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале, дом-музей художника Левитана в Плесе, музей «Библиотека русской водки» в Угличе.

«Малое Золотое кольцо».

Старинные русские города Муром, Гусь-Хрустальный, Александров, Юрьев-Польский, Боголюбово

В месте слияния рек Нерль и Клязьма находится один из самых известных памятников древнерусского каменного зодчества - храм Покрова на Нерли.

«Жемчужина Беломорья»

Вологда, Архангельск и Каргополь

Соловецкие острова с их Спасо-Преображенским монастырем, имеющим богатую и сложную историю, а также знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь, в котором хранится ценнейшая коллекция икон XV - XVIII веков.

Поволжье

Кострома

Этот старорусский город, жемчужина церковного зодчества, входит в число главных туристских центров Золотого Кольца.

Нижний Новгород

Знаменитая ежегодная ярмарка с ее многочисленными выставками и форумами. Нижегородская земля издавна славится своими народными промыслами: городецкой резьбой, хохломой и городецкой росписью.

Казань, столица Республики Татарстан.

В ее истории, в архитектурных памятниках, таких как Казанский Кремль, исконно российский дух причудливо переплетается с неповторимым ароматом Востока. Сегодня Казань - крупный культурный центр, где сосуществуют русские и татарские национальные традиции.

Среднее Поволжье

Самара, Саратов, Ульяновск (бывший Симбирск)

Архитектура старинных волжских купеческих городов.

Самые крупные города южного Поволжья

Волгоград (Сталинград) и Астрахань (Царицын)

Примечателен архитектурный ансамбль центральной набережной города с величественным мемориалом на Мамаевом Кургане в честь защитников Сталинграда. Историческая часть города расположена на острове, омываемом Волгой и ее притоками. На самом высоком холме острова - белокаменный кремль начала XVII века.

Красноярский край

Славится своими фонтанами (по их количеству и оригинальности среди сибирских городов у Красноярска нет равных). Красноярский краеведческий музей. К северу от Красноярска вниз по течению реки Енисей расположен старейший во всей Восточной Сибири город Енисейск, основанный в 1619 году. Здесь сохранилось много памятников архитектуры. Севернее, в небольшом городке Туруханске, находится один из самых старых в Сибири мужских монастырей. А в Игарке - уникальный подземный музей вечной мерзлоты.

Тува - географический центр Азии.

Тувинское горловое пение, бесконечные степные просторы и горные ритмы заснеженных вершин Саянского высокогорья. Известен своим буддистским храмом, Национальным музеем Тувы -- одним из крупнейших музеев Азии, а также уникальной клиникой, где лечат древними шаманскими методами.

Крупнейшее пресноводное и самое глубокое озеро мира знаменито своими природными красотами. Байкальский регион также богат и культурно-историческими достопримечательностями.

Расположен на берегах реки Ангары в 70 километрах от Байкала - крупный культурный, научный и туристский центр Восточной Сибири. Музеи-усадьбы декабристов Сергея Волконского и Сергея Трубецкого. В городе сохранились интереснейшие образцы деревянной резной архитектуры, придающие особый колорит этому старинному городу.

Земля степей, лесов и гор, лежащая на юге и востоке от Байкала, имеет богатую этническую и религиозную историю. Один из главных архитектурных памятников Бурятии - ламаистский монастырь (дацан) в городе Гусиноозерске, бывший в XVIII - XIX веках центром буддийской религии Восточной Сибири.

По данным Российской международной академии туризма самыми развитыми и благоприятными рекреационными зонами в России являются Центр, Европейский Юг и Европейский Север . А одним их самых посещаемых регионов - Северо-западный с его уникальным центром - городом Санкт-Петербург. Именно Санкт-Петербург, обладающий огромным историко-культурным потенциалом, становится главным объектом культурно-познавательного туризма.

Культурно-познавательный туризм значительно отличается от других разновидностей туризма, он не имеет ярко выраженную сезонную востребованность. Данный вид актуален в любое время года, так как туристы приезжают на экскурсии, чтобы побывать в музеях, увидеть исторические памятники и достопримечательности страны

Россия обладает большим ресурсным потенциалом, например историко-культурные и исторические памятники являются очень востребованными в Ростуризме.

Так же регионы должны развиваться в области целевой аудитории, необходимо понимать какая категория людей приезжает в тот или иной сезон и с какой целью.

На данный момент в Российской Федерации не уделяется должное внимание изучению социальных характеристик.

Развитие культурно-познавательного туризма в регионах

Россия – богатая культурная страна, практически в каждом регионе имеются ресурсы для развития туризма. Чтобы правильно выстроить работу по развитию Ростуризма в регионе, каждый орган власти или фирма должны взять на себя ответственность за конкретную сферу деятельности.

Например, органы культуры должны следить за техническим состоянием и внешним видом . В случае чего, они обязаны провести необходимые ремонтные работы, реконструкцию или реставрацию.

Фирмы-туроператоры должны искать способы для расширения географии и увеличения маршрутов.

В свою очередь Министерство культуры Российской Федерации обязано заниматься увеличением количества отечественных музеев, заповедников и старинных усадеб. Так же Министерство образования и науки должны заниматься работниками, которые находятся в сфере культурно-познавательного туризма.

Специалисты должны постоянно для усовершенствования работы.

Регионы должны создавать и сохранять свою привлекательность, за счет бережного отношения к историческим памятникам, культурным объектам и достопримечательностям. Так же местные власти или частные лица должны позаботиться о комфортном размещении туристов.

Ресурсы культурно познавательного туризма

Туристические ресурсы играют очень важную роль в определенной сфере и конкретном регионе. Например, для горнолыжного отдыха – это горы, для экологического туризма – заповедники, парки, живая природа и многое другое.

Для людей, приехавших с целью лечения, оздоровления или профилактики очень важным является наличие целебных вод, природных минеральных источников и тому подобное.

Что касается , здесь выделяют два основных вида:

Культурно-познавательный туризм имеет очень важное преимущество перед другими видами отдыха – это круглогодичная востребованность. Все регионы различны между собой по своим ресурсам, инфраструктуре и целевой аудитории. Именно поэтому развитие культурного туризма напрямую зависит от выработки для отдельно взятого региона.

Полномочия Федерального агентства по туризму

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) – это Федеральный орган исполнительной власти, который занимается государственным регулированием туристической деятельности. Ростуризм обязан вести единый Федеральный реестр туроператоров и создавать новые представительства для развития туризма за пределами РФ.

Так же обязуется сообщать турагентствам и гостям о возможной угрозе жизни в месте, где они пребывают на данный момент. Не одно обращение граждан в структуру не должно остаться без внимания и ответа. Федеральное агентство обязано решать вопросы по урегулированию вопросов, возникших во время культурно-познавательного туризма.

Несет ответственность за:

  1. Рациональное использование предметных и непредметных ресурсов;
  2. Свободу передвижения граждан;
  3. Безопасность отдыха и имущества;
  4. Различные права туристов во время пребывания на территории РФ.

Местные органы власти должны решать вопросы своего региона и самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью. Законы № 131-ФЗ и № 132-ФЗ свидетельствуют о том, что органы местного самоуправления наделены определенной властью в сфере туризма. Они обязуются:

  • Создавать муниципальные предприятия и учреждения, которые будут решать социальные задачи, и организовывать туристический отдых на территории Российской Федерации;
  • Формировать необходимые условия для развития культурного туризма;
  • Быстро принимать решения в случае угрозы жизни или имуществу гражданам, находящимся на той или иной территории. А так же оказания своевременных услуг при расторжении договора с туроператором по уважительной причине.

Подробнее о полномочиях местных органов власти

Местные органы власти несут ответственность и наделены особыми полномочиями в области культурно-познавательного туризма. Они обязаны следить за состоянием культурных и исторических памятников. Так же они могут разрабатывать новые туристские маршруты и разведывать прилежащие территории.

В их обязанности может входить разработка, создание и продвижение сувенирной продукции для туристов. Для того чтобы не потерять колорит и непредметные ресурсы необходимо создать специальные условия для развития художественного творчество в своем регионе.

Органы власти могут популяризировать, сохранять внешний вид и использовать предметные ресурсы по своему усмотрению.

Так же в их обязанности входит:

  • Развитие городских программ культурно-познавательного туризма;
  • Содействие в организации и воплощении в жизнь программ государственной или региональной важности;
  • Организация безопасного туризма;
  • Помогать в разработке мероприятий по развитию туризма в целом.

Органы местного самоуправления могут осуществлять решение различных важных вопросов в области культурного туризма, при этом, не нарушая полномочий установленных органами государственной власти России.

Целевая туристическая аудитория в Российской Федерации

На данный момент в России не уделяется должное внимание изучению целевой аудитории в том или ином регионе или Государства в целом. Социально-демографические характеристики имеют большое значение в развитии культурного туризма. Например, для определенной категории людей интересны только традиции и творчество страны, поэтому необходимо обратить на это внимание и заняться развитием этой области в регионе.

Как правило, женщины больше всего предпочитают культурно-познавательный туризм, поэтому необходимо организовать все условия для комфортного пребывания женской аудитории. Большую часть составляют дети, студенты и женщины бальзаковского возраста.

Если рассмотреть это с профессиональной стороны, то станет заметно, что чаще всего интересуются культурой педагоги, врачи и люди всех творческих профессий. Редко в этой области можно увидеть серьезных предпринимателей, офисных работников и так далее. Этому есть простое объяснение:

  1. Творческие люди имеют время, желание и интерес развиваться в области культуры и узнавать что-то новое;
  2. Офисные работники не имеют на это время, они предпочитают усердно работать или посещать другие страны только лишь для отдыха. Посещение музеев и выставок не вызывает у них особого интереса.

О менталитете и выборе времени года

Если рассмотреть этот вопрос со стороны граждан проживающих в крупных городах и небольших поселках можно сразу выставить приоритеты. Культурно-познавательный туризм в отличие от любого другого вида, пользуется популярностью не у всех, но не имеет сезонных ограничений.

Например, горнолыжный туризм посещают в России исключительно в зимнее время, а пассивный отдых у моря характерен только в летний период. В этом плане у культурного туризма рамок нет.

Так же следует знать, что в весенне время всегда большой поток туристов – школьники. В это время года в школах проводят плановые экскурсии для культурного развития поколения.

Пенсионеры в свою очередь предпочитают отдыхать в сентябре, так как это время самое спокойное и подразумевает меньшее количество туристов. Не маловажным фактором является благоприятный климат.

К культурному развитию чаще всего стремятся жители крупных городов, так как у них есть финансовая возможность и интерес к новым знаниям. А вот жители поселков или малых городов не проявляют должного интереса к саморазвитию. Всему виной – разница в воспитании и менталитете. В малых населенных пунктах, как правило, не прививают любовь к культуре.

Не редко безработица и необразованность берет верх над мотивацией к культурному развитию.

Финансирование учреждений культуры

Финансирование напрямую зависит от рода деятельности той или иной компании. Государственное предприятие обязано быть зарегистрировано в федеральном реестре туроператоров.

На основе правового акта будет решен вопрос об установлении цены на туристические продукты, путевки или длительные экскурсии. Так же основываясь на правовой акт, возможно предоставление прав на установление цены определенному органу.

В случае, когда собственник туристического учреждения хочет быть независимым от финансового обеспечения Ростуризмом, он обязуется решать все социальные задачи самостоятельно (ч. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Если экскурсионная программа длится более 24 часов, собственнику необходимо иметь финансовое обеспечение. Для этого следует пройти регистрация в Ростуризм.

Материал проверен экспертами Актион Культура

    Культурный туризм: сущность и классификация

      Общее представление и классификация культурного туризма

      Факторы, влияющие на культурный туризм

    Проблемы развития культурного туризма в России

    1. Объекты культурного наследия

      Основные проблемы России культурного туризма

    Потенциал развития культурного туризма в России

    1. Оценка культурных комплексов

      Критерии оценок объектов культурного туризма в России

      Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»

      Перспективы развития культурного туризма в России

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Более трети века тому назад в Париже была обнародована «Международная конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия», продиктованная опасением, если не сказать, страхом за сохранность объектов материальной культуры человеческой цивилизации.

Им угрожают не столько природные катаклизмы, естественное старение – неизбежно разрушительный ход времени. И даже не акты вандализма или нерадивость отдельных, в общем-то, единичных несознательных членов общества. А куда более серьезные, более разрушительные силы – изменяющееся массовое сознание в изменяющемся мире.

Культура является фундаментальной основой процесс развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют необъемлемую часть жизни общества.

Одним из главных показателей результативной работы Комитета по туризму по развитию въездного туризма является ежегодное увеличение потока иностранных туристов в Москву. По данным Пограничной службы ФСБ РФ через аэропорты Московской воздушной зоны в 2006 году столицу посетили около 3,5 миллиона зарубежных гостей, что на 19 % выше итогового показателя 2005 года (2 млн. 919 тысяч). Показатели 1-й половины 2007 года - 1 млн. 427 тысяч иностранных туристов показывают увеличение потока гостей на 7,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2006 года (1 млн. 327 тысяч). 1

Актуальность темы обусловлена тем, что в свете становления демократических начал России необходима интеграция в общеевропейские и мировые культурные процессы, в т.ч. процессы развития культурного туризма как одного из наиболее перспективных направлений социального и экономического сотрудничества.

Существует много определений понятия "культурное наследие". Одно из них гласит, что культурное наследие есть отображение взаимодействия человеческого сообщества и природной среды. Культурный туризм, в отличие, например, от туризма спортивного или пляжного, направлен на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и творческих достижений.

Сегодня, когда человечество вступает в эпоху Информационного общества, резко возросли требования к характеру и полноте доступной информации. Это относится и к культурному туризму.

Актуальность и недостаточная степень теоретической и практической разработанности проблем развития историко-культурного туризма в России и ее регионах предопределили выбор темы, цель и задачи исследования.

Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России

В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:

    сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;

    рассмотреть ролькультурноготуризма в развитии региональной экономики;

    выявить общие мировые тенденции и перспективы развития культурного туризма;

    оценить современное состояние культурного туризма в Российской Федерации,

    выявить экономические и организационные особенности и возможности развития историко-культурного туризма на примере Золотого Кольца;

    определить комплекс мер по развитию культурного туризма как одного из перспективных направлений.

Предметом исследования выступает культурный туризм

В качестве объекта исследования является совокупность организационных, экономических, социально-культурных и правовых отношений, возникающих в ходе становления, функционирования и развития историко-культурного туризма в России на региональном уровне.

Теоретические основы, исследование проблем развития историко-культурного туризма получили свое развитие в работах ряда зарубежных авторов: Ч. Лэндри, Д. Пирс, Р. Прентиса, Г. Ричардса, и др. В отечественной литературе особенности и тенденции развития историко-культурного туризма отражены в работах: О.И. Генисаретского, В.Э. Гордина, Б.В. Емельянова, В.А. Квартального, Е.А. Котлярова, Н.И. Подуновой,
О.В. Рахмалевой, Т.В. Румянцевой, В.Б. Сапруновой, В.Т. Устименко и др.

При подготовке работы автором проанализированы законодательные и нормативные документы, лежащие в основе государственной политики регулирования туристской деятельности в России, статистические материалы: издания Комиссии ООН по туризму, Всемирной туристской организации, Комиссии ВТО по Европе, материалы Комиссии Европейского Сообщества, международных конференций по проблемам развития исторического наследия; национальные статистические публикации, отчеты, доклады, обзоры правительственных ведомств по туризму, данные периодической печати.

В процессе исследования были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, аналогия, абстрагирование, индукция и дедукция, принципы единства количественного и качественного измерения, исторического и логического методов. В работе также использованы методы сравнительных оценок, прогнозирования, графического и экономико-статистического анализа, экспертных оценок.

Структурно дипломная работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования; трех логически взаимосвязанных глав, раскрывающих обусловленные аспекты исследуемой темы; заключения, где представлены обобщающие выводы по проведенному исследованию; списка использованной литературы и приложений. Названия глав отображают их содержание.

1 Культурный туризм: сущность и классификация

1.1 Общее представление и классификация культурного туризма

Под культурным туризмом подразумевают путешествия с целью знакомства с материальными и духовными объектами культуры, участия в событиях культурной жизни. Вместе они воздействуют на духовную сферу человека, его систему ценностей, знания, влияют на общественное поведение, так или иначе, сказываются и на поведении как экономического субъекта.

В условиях глобализации у культурного туризма как ведущей суботрасли туризма появляются новые функции. Он рассматривается уже не только как разновидность туристической деятельности, но и важный механизм управления межкультурным диалогом народов в глобализирующемся мире, эффективный; способ реализации принципов социального партнерства на уровне различных субъектов взаимодействия.

Одним из наиболее привлекательных ресурсов для туризма в Российской Федерации является культурное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Необходимо осуществлять грамотную политику в сфере наследия.

Политику в сфере наследия можно понимать как систему сложного интерактивного взаимодействия различных институций и индивидуумов: организаций глобального, национального и регионального уровней правительств, государственных организаций и организаций третьего сектора, учебных заведений, ученых и специалистов в сфере наследия, просто «потребителей наследия» (посетителей музеев, туристов и пр.), в результате которой определяется сама суть понятия наследия, а также стратегия и тактика в его отношении. 2 Менеджмент в сфере наследия, или как его часто называют, менеджмент культурных ресурсов, понятие скорее технологическое, оно также включает в себя элементы стратегии и тактики, но относится, как правило, к деятельности правительственных организаций разного уровня. Приведем несколько зарубежных определений этого понятия. Очень четко, хотя и очень узко оно сформулировано в американской методологии: это - «финансируемые государством сохранение и изучение археологических и исторических ресурсов включая археологические памятники и исторические постройки. Часто используется в более узком смысле по отношению к работам в сфере археологии и истории, которые выполняются в преддверии различных крупных проектов, финансируемых государством, таких, например, как строительство дамб или скоростных дорог». Можно привести еще одно, несколько схожее, но отличное от первого определение: Менеджмент культурных ресурсов или менеджмент археологических культурных ресурсов -это в большинстве своем финансируемые из федерального бюджета или бюджета штата археологические исследования, которые выполняются вследствие того, что определенная часть частного владения была приобретена для использования или строительства дороги, моста или с целью иных общественных работ. Например, для того чтобы начать строительство скоростной трассы между штатами с использованием федерального финансирования требуется выполнить оценки территории с точки зрения археологических ресурсов. Эта оценка, отраженная в техническом отчете схожа, а иногда является и частью выводов по оценке влияния проекта на окружающую среду. Она должна оценивать все имеющиеся культурные ресурсы, исторические и доисторические, которые могут быть затронуты проектом. Менеджмент культурных археологических ресурсов обычно разбивается на три фазы или стадии реализации: Фаза первая: выявление археологических объектов. Цель - найти и описать археологически памятники внутри данной территории. Фаза вторая: реализуется по отношению к небольшому проценту археологических объектов, когда в ходе первой фазы выясняется, что необходимо лучшее понимание объекта с целью определить механизмы -как избежать или смягчить воздействие проекта на объекты. Фаза третья: смягчение последствий и получение данных. Реализуется, когда весь памятник или его часть планируется для сноса или уничтожения и в этом случае целью является получение возможно большего количества научных данных и сведений. 3

Ход смены парадигм отношения к наследию был неоднозначен и часто зависел от национальных и региональных особенностей.

В то время как в России исследователи и менеджеры в сфере культуры только подошли к активному использованию этого понятия и связанной с ним терминологии в теории и практике культурной политики лишь в начале-середине девяностых годов, на Западе уже давно используют инструментарий наследия для выработки стратегии экономического и социального развития того или иного региона или даже целой страны, где наследие подчас является главным, если не единственным ресурсом развития. Очень скоро подобная связка привела к тому, что с одной стороны, наследие начало рассматриваться как чрезвычайно важный ресурс регионального и международного развития, а с другой - что оно из разряда абстрактных культурологических понятий, стало реальной экономической и управленческой категорией.

При этом и здесь проявляется внутренняя диалектичная сущность наследия, в которой очень хорошо проявляются единство и противоположность глобального и локального, которые во многом определяют логику современного развития. С одной стороны, безусловно, «наследие - это фактор «формирования культурной идентичности нации, её духовности и исторической памяти» 4 , с другой стороны - его использование является очень важным элементом политики глобальных структур, таких, как ЮНЕСКО, Всемирный Банк и др. Кроме этого, в процесс формирования политики в сфере наследия во все большей степени, включаются разнообразные мировые и национальные правительственные и неправительственные организации, группы людей и отдельные личности, информационные сети культурного и всемирного наследия.

Наряду с развлекательным, ознакомительным, оздоровительным туризмом значительное число людей привлекает познавательный туризм. Его целью является приобщение к материальным и духовным ценностям различных стран и народов. В отличие от развлекательного - познавательный туризм позволяет участникам туров более глубоко ознакомиться как с целой культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявлениями. Познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте. Стремление к познанию - и содержание, и мощный стимул человеческой деятельности. Получая новые впечатления об известных природных и культурных явлениях, человек удовлетворяет одну из наиболее сильных своих потребностей - потребность в познании. В познавательном туризме человек в реальности встречается с тем, о чем он только читал или что видел по телевидению. Эта встреча с реальностью оказывается гораздо более запоминающейся и воздействующей на его воображение, чем прочитанные книги и увиденные фильмы. Новые впечатления позволяет человеку заново осмыслить свой жизненный путь, увидеть новые горизонты, получить новые стимулы для творческого самовыражения. В России располагаются памятники архитектуры мирового значения. Это архитектурные комплексы Санкт-Петербурга и его окрестностей, и архитектурные ансамбли Москвы и ее усадеб, а также зодчество городов так называемого Золотого кольца. Знакомство с этими памятниками позволяет увидеть творческие возможности россиян и величие исторического прошлого нашей страны.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Роль познавательного туризма в современном мире огромна. Туризм затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе культуру, экономику, социальную жизнь. Интенсивность туристского развития, масштабы туризма во многом зависят от признания мировым сообществом ценности культурного и природного потенциала страны, ее наследия. В настоящее время именно культура и наследие определяют отношение мирового сообщества к стране, ее привлекательность с позиций не только социальных отношений и туризма, но и бизнеса. Истинного уважения в современных условиях можно добиться не только, и не столько через усиление военной мощи, роста национальной территории и численности населения, а, прежде всего, через тот вклад, который страна вносит в мировую культуру, науку и экономику (как части общей культуры), в развитие цивилизованных отношений между народами, странами, людьми. В связи с этим, для признания значимости страны как великой державы, роль наследия, культурных ценностей, созданных народом за длительный период его существования, становится определяющей.

Это касается и России. Ведь то, что Россия остается сегодня среди великих держав мира, обусловлено во многом авторитетом ее замечательных писателей, музыкантов, художников, архитекторов, ученых. Россия велика своими художественными и научными школами. Весь мир знает современных русских пианистов, скрипачей и виолончелистов, певцов, мастеров балета, физиков и математиков.

Поэтому сегодня, когда говорят о привлекательности России как туристского пространства, имеют в виду не только выдающиеся творения русских архитекторов, красоту старинных русских городов, глубину народной культуры, воплощенную в фольклоре, в творениях народных мастеров, но и замечательные произведения писателей и поэтов, художников, музыкантов, самобытность сложившейся в России национальной культуры.

Неразрывно связаны с пониманием богатства и многообразия культуры России такие крупные города, как Москва и Санкт-Петербург, малые российские исторические города и поселения, являющиеся носителями особой атмосферы, где неповторимо сочетаются ценнейшие образцы градостроительного искусства, архитектурные памятники, места, связанные с выдающимися историческими событиями, жизнью замечательных людей, природные достопримечательности.

Наличие в России уникальных историко-культурных и природных ресурсов предполагает, что у нашей страны и ее регионов имеются предпосылки для становления познавательного туризма, реально дающего экономике социально-политические и экономические дивиденды и выгоды. Между тем теория и методология развития познавательного туризма недостаточно разработана, что не позволяет на практике осуществлять его целенаправленное управление на отдельных территориях. Следовательно, перед российскими организациями, специализирующимися на обслуживании туристов, путешествующих с познавательной целью, встает задача поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить их рыночные позиции и способствовали тем самым дальнейшему развитию туризма и страны в целом.

Федеральное агентство по туризму утвердило стратегию развития туризма в России на период до 2015 года. 86-страничный документ предусматривает главным образом развитие познавательного туризма, как самого перспективного, а также значительное расширение полномочий Ростуризма. Если вторая инициатива может быть реализована уже в этом году, то на развитие познавательного туризма в России может не хватить и выделенных восьми лет.


Введение

Культурный туризм: сущность и классификация

Общее представление и классификация культурного туризма

Факторы, влияющие на культурный туризм

Проблемы развития культурного туризма в России

Объекты культурного наследия

Основные проблемы России культурного туризма

Потенциал развития культурного туризма в России

Оценка культурных комплексов

Критерии оценок объектов культурного туризма в России

Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»

Перспективы развития культурного туризма в России

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение


Более трети века тому назад в Париже была обнародована «Международная конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия», продиктованная опасением, если не сказать, страхом за сохранность объектов материальной культуры человеческой цивилизации.

Им угрожают не столько природные катаклизмы, естественное старение – неизбежно разрушительный ход времени. И даже не акты вандализма или нерадивость отдельных, в общем-то, единичных несознательных членов общества. А куда более серьезные, более разрушительные силы – изменяющееся массовое сознание в изменяющемся мире.

Культура является фундаментальной основой процесс развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют необъемлемую часть жизни общества.

Одним из главных показателей результативной работы Комитета по туризму по развитию въездного туризма является ежегодное увеличение потока иностранных туристов в Москву. По данным Пограничной службы ФСБ РФ через аэропорты Московской воздушной зоны в 2006 году столицу посетили около 3,5 миллиона зарубежных гостей, что на 19 % выше итогового показателя 2005 года (2 млн. 919 тысяч). Показатели 1-й половины 2007 года - 1 млн. 427 тысяч иностранных туристов показывают увеличение потока гостей на 7,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2006 года (1 млн. 327 тысяч).1

Актуальность темы обусловлена тем, что в свете становления демократических начал России необходима интеграция в общеевропейские и мировые культурные процессы, в т.ч. процессы развития культурного туризма как одного из наиболее перспективных направлений социального и экономического сотрудничества.

Существует много определений понятия "культурное наследие". Одно из них гласит, что культурное наследие есть отображение взаимодействия человеческого сообщества и природной среды. Культурный туризм, в отличие, например, от туризма спортивного или пляжного, направлен на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и творческих достижений.

Сегодня, когда человечество вступает в эпоху Информационного общества, резко возросли требования к характеру и полноте доступной информации. Это относится и к культурному туризму.

Актуальность и недостаточная степень теоретической и практической разработанности проблем развития историко-культурного туризма в России и ее регионах предопределили выбор темы, цель и задачи исследования.

Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России

В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:

сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;

рассмотреть ролькультурноготуризма в развитии региональной экономики;

выявить общие мировые тенденции и перспективы развития культурного туризма;

оценить современное состояние культурного туризма в Российской Федерации,

выявить экономические и организационные особенности и возможности развития историко-культурного туризма на примере Золотого Кольца;

определить комплекс мер по развитию культурного туризма как одного из перспективных направлений.

Предметом исследования выступает культурный туризм

В качестве объекта исследования является совокупность организационных, экономических, социально-культурных и правовых отношений, возникающих в ходе становления, функционирования и развития историко-культурного туризма в России на региональном уровне.

Теоретические основы, исследование проблем развития историко-культурного туризма получили свое развитие в работах ряда зарубежных авторов: Ч. Лэндри, Д. Пирс, Р. Прентиса, Г. Ричардса, и др. В отечественной литературе особенности и тенденции развития историко-культурного туризма отражены в работах: О.И. Генисаретского, В.Э. Гордина, Б.В. Емельянова, В.А. Квартального, Е.А. Котлярова, Н.И. Подуновой,
О.В. Рахмалевой, Т.В. Румянцевой, В.Б. Сапруновой, В.Т. Устименко и др.

При подготовке работы автором проанализированы законодательные и нормативные документы, лежащие в основе государственной политики регулирования туристской деятельности в России, статистические материалы: издания Комиссии ООН по туризму, Всемирной туристской организации, Комиссии ВТО по Европе, материалы Комиссии Европейского Сообщества, международных конференций по проблемам развития исторического наследия; национальные статистические публикации, отчеты, доклады, обзоры правительственных ведомств по туризму, данные периодической печати.

В процессе исследования были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, аналогия, абстрагирование, индукция и дедукция, принципы единства количественного и качественного измерения, исторического и логического методов. В работе также использованы методы сравнительных оценок, прогнозирования, графического и экономико-статистического анализа, экспертных оценок.

Структурно дипломная работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования; трех логически взаимосвязанных глав, раскрывающих обусловленные аспекты исследуемой темы; заключения, где представлены обобщающие выводы по проведенному исследованию; списка использованной литературы и приложений. Названия глав отображают их содержание.


1 Культурный туризм: сущность и классификация

1.1 Общее представление и классификация культурного туризма


Под культурным туризмом подразумевают путешествия с целью знакомства с материальными и духовными объектами культуры, участия в событиях культурной жизни. Вместе они воздействуют на духовную сферу человека, его систему ценностей, знания, влияют на общественное поведение, так или иначе, сказываются и на поведении как экономического субъекта.

В условиях глобализации у культурного туризма как ведущей суботрасли туризма появляются новые функции. Он рассматривается уже не только как разновидность туристической деятельности, но и важный механизм управления межкультурным диалогом народов в глобализирующемся мире, эффективный; способ реализации принципов социального партнерства на уровне различных субъектов взаимодействия.

Одним из наиболее привлекательных ресурсов для туризма в Российской Федерации является культурное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Необходимо осуществлять грамотную политику в сфере наследия.

Политику в сфере наследия можно понимать как систему сложного интерактивного взаимодействия различных институций и индивидуумов: организаций глобального, национального и регионального уровней правительств, государственных организаций и организаций третьего сектора, учебных заведений, ученых и специалистов в сфере наследия, просто «потребителей наследия» (посетителей музеев, туристов и пр.), в результате которой определяется сама суть понятия наследия, а также стратегия и тактика в его отношении.2 Менеджмент в сфере наследия, или как его часто называют, менеджмент культурных ресурсов, понятие скорее технологическое, оно также включает в себя элементы стратегии и тактики, но относится, как правило, к деятельности правительственных организаций разного уровня. Приведем несколько зарубежных определений этого понятия. Очень четко, хотя и очень узко оно сформулировано в американской методологии: это - «финансируемые государством сохранение и изучение археологических и исторических ресурсов включая археологические памятники и исторические постройки. Часто используется в более узком смысле по отношению к работам в сфере археологии и истории, которые выполняются в преддверии различных крупных проектов, финансируемых государством, таких, например, как строительство дамб или скоростных дорог». Можно привести еще одно, несколько схожее, но отличное от первого определение: Менеджмент культурных ресурсов или менеджмент археологических культурных ресурсов -это в большинстве своем финансируемые из федерального бюджета или бюджета штата археологические исследования, которые выполняются вследствие того, что определенная часть частного владения была приобретена для использования или строительства дороги, моста или с целью иных общественных работ. Например, для того чтобы начать строительство скоростной трассы между штатами с использованием федерального финансирования требуется выполнить оценки территории с точки зрения археологических ресурсов. Эта оценка, отраженная в техническом отчете схожа, а иногда является и частью выводов по оценке влияния проекта на окружающую среду. Она должна оценивать все имеющиеся культурные ресурсы, исторические и доисторические, которые могут быть затронуты проектом. Менеджмент культурных археологических ресурсов обычно разбивается на три фазы или стадии реализации: Фаза первая: выявление археологических объектов. Цель - найти и описать археологически памятники внутри данной территории. Фаза вторая: реализуется по отношению к небольшому проценту археологических объектов, когда в ходе первой фазы выясняется, что необходимо лучшее понимание объекта с целью определить механизмы -как избежать или смягчить воздействие проекта на объекты. Фаза третья: смягчение последствий и получение данных. Реализуется, когда весь памятник или его часть планируется для сноса или уничтожения и в этом случае целью является получение возможно большего количества научных данных и сведений.3

Ход смены парадигм отношения к наследию был неоднозначен и часто зависел от национальных и региональных особенностей.

В то время как в России исследователи и менеджеры в сфере культуры только подошли к активному использованию этого понятия и связанной с ним терминологии в теории и практике культурной политики лишь в начале-середине девяностых годов, на Западе уже давно используют инструментарий наследия для выработки стратегии экономического и социального развития того или иного региона или даже целой страны, где наследие подчас является главным, если не единственным ресурсом развития. Очень скоро подобная связка привела к тому, что с одной стороны, наследие начало рассматриваться как чрезвычайно важный ресурс регионального и международного развития, а с другой - что оно из разряда абстрактных культурологических понятий, стало реальной экономической и управленческой категорией.

При этом и здесь проявляется внутренняя диалектичная сущность наследия, в которой очень хорошо проявляются единство и противоположность глобального и локального, которые во многом определяют логику современного развития. С одной стороны, безусловно, «наследие - это фактор «формирования культурной идентичности нации, её духовности и исторической памяти»4, с другой стороны - его использование является очень важным элементом политики глобальных структур, таких, как ЮНЕСКО, Всемирный Банк и др. Кроме этого, в процесс формирования политики в сфере наследия во все большей степени, включаются разнообразные мировые и национальные правительственные и неправительственные организации, группы людей и отдельные личности, информационные сети культурного и всемирного наследия.

Ярким примером последовательного использования материального культурного наследия в качестве важнейшего компонента политики на международном, всемирном уровне стал один из «столпов» глобализации -Всемирный Банк.

Политика Всемирного Банка по отношению к материальному культурному наследию «имеет длительную и экстенсивную историю..., начиная с его роли в реконструкции послевоенной Европы»5. Проведенные исследования «выявили 217 займов, кредитов и грантов Банка, начиная с 70-х годов, которые включали в себя деятельность, связанную с культурным наследием»6.

В середине восьмидесятых годов прошлого века специалистами ЮНЕСКО были сформулированы основные позиции современной политики по отношению к культурному наследию, которые стали основой и для политики Всемирного Банка в этой сфере, более того, были развиты и приобрели более практический оттенок. В них содержались следующие важные посылы: прежде всего, наличие двух диалектических полюсов в отношении к наследию: не причинить вреда по отношению к наследию, что, по сути, является синонимом политики по защите и сохранению наследия «творить благо», т.е. включать наследие в процесс развития и рассматривать его как ресурс.

Среди других важнейших постулатов можно отметить следующие: «Не причинить вреда наследию»; ограничение политики исключительно охраны наследия; выявление экономической ценности объектов наследия; снижение бедности за счет использования объектов наследия; выявление образовательной ценности объектов наследия7.

Такая стратегия реализуется с различной степенью успешности специалистами Всемирного Банка и правительственными учреждениями в регионах Ближнего Востока и Северной и Центральной Африки, Албании, Грузии, других уголках мира.

В последнее время очень часто специалистами банка термин «материальное культурное наследие» заменяется термином «культурные ресурсы», который также является синонимом понятий «культурное достояние», культурный потенциал», «культурная собственность» и употребляется исключительно в отношении материальных культурных ресурсов.

Специальное Руководство, разработанное специалистами Всемирного Банка так определяет основные принципы операционной политики в этом направлении: «Материальные культурные ресурсы имеют большое значение в качестве источника ценной научной и исторической информации, потенциала для экономического и социального развития и неотъемлемой части культурного своеобразия и традиций народа. Во всем мире материальные культурные ресурсы находятся под угрозой уничтожения, что отчасти связано с процессами модернизации и развития. Утрата этих ресурсов невосполнима, но, к счастью, во многих случаях ее можно избежать. Банк помогает странам предотвратить или уменьшить негативное воздействие на культурные ресурсы финансируемых им проектов развития...»8.

Другим важным средством для включения наследия в мировые информационные и экономические и политические потоки, а также стратегии устойчивого развития является туризм. В самое последнее время туризм рассматривается как самое эффективное средство массовой востребованности и доступности культурных ценностей.

В то же время развитие туризма является способом продвижения глобализации в сфере материального и духовного наследия. Как отмечает хорватская исследовательница Д. Елинчич, «поскольку туризм не статический феномен, а динамический процесс, он оказывает влияние на традиции (культурное наследие). В определенных местных сообществах традиция меняется вследствие туризма. Или если традиция не существует, её изобретают или создают»9. Аналогичная ситуация наблюдается и сфере материального наследия, когда регионы и территории, не обладающие объектами материального наследия, могут создать их, что называется, на «ровном месте», как, например, поступили в ЮАР, создав город развлечений Сан-Сити на основе бытовавших в данной местности легенд и преданий. Таким образом, если СМИ называют формулой глобализации вообще, то туризм вполне можно назвать катализатором глобализации в сфере использования наследия. В то же время, туризм, несомненно, вызывает и обратный процесс поиска национальной, региональной и иной идентичности у «хозяев», а таковая невозможна без наличия материального наследия.

Как пишет в этой связи сербская исследовательница М. Драгичевич-Шешич «культурный туризм как «путешествие в историю» особенно развит в тех странах, в которых подчеркиваются ценности культурно-исторических традиций, а также там, где уделяется большое внимание развитию национального самосознания, особенно среди малых народов, борющихся против культурной ассимиляции. В этом смысле для истории туризма очень важным было время XIX века, когда пробуждалось национальное самосознание в Европе, когда с этим связывались путешествия, экскурсии, паломничества. С другой стороны, культурный туризм использует тягу людей к знакомству с «другими» - другими обычаями и культурой, желание сравнить увиденное с положением в этой области в своей стране. Туристические агентства (особенно в некоторых странах Европы) организуют для своих клиентов специфические поездки в другие страны, делая для них из этого своеобразное культурно-историческое событие. Для любителей истории соприкосновение с местами тех или иных исторических событий, ознакомление с документами и экспонатами в музеях и т.д. действительно является большим событием»10.

Она же предложила следующую классификацию культурного туризма: Исторические путешествия, среди которых можно выделить:11

- «путешествия в историю»;

- «путешествия - реконструкции исторических событий» (Французская революция, великие сражения Наполеона и т.д.);

Изучение исторического периода (Калифорния в эпоху первопроходцев, византийская Греция и т.д.);

Религиозные путешествия (паломничества в Иерусалим, Мекку и Медину, на Хиландар и т.д.).

К другой группе она отнесла географические путешествия, целью которых является ознакомление туристов с какой-либо зарубежной страной, определенным регионом или городом. Такие путешествия могут быть комплексными (когда объектом ознакомления является какая-нибудь одна страна или ее столица, их культурно-исторические достопримечательности, современная общественно-экономическая жизнь) или же специализированными (когда туристы знакомятся только с определенными достопримечательностями, чаще всего с культурно-историческими памятниками, природой или же определенными отраслями экономики).

Путешествия третьей группы, так называемые «культурологические», связаны не с поездками в какую-либо страну или ознакомлением с какой-либо религией, а с изучением какого-либо направления в искусстве, чаще всего в изобразительном (например, «От Истрии до Равенны», «Барочная зима» - Вена, Зальцбург, Прага, Мюнхен и т.д.), или же в области музыкального или театрального искусства. Путешествия могут быть организованы и для того, чтобы отдать дань признания какому-либо художнику. В Германии в этих целях издан туристический путеводитель «Гете», а во Франции организуется масса туристических маршрутов, связанных с известными писателями: Жорж Санд, Ламартином или же с их произведениями (Париж в произведениях Бальзака или Золя).

Кроме этого, в отдельную позицию выделены специфические формы «экологического и «конгрессного» туризма12.

К этой достаточно полной классификации можно добавить специфические формы «ностальгического туризма», который связан с ощущением утраты определенной идентичности, связи с определенным наследием. По известным политическим и социальным причинам следует ожидать успешного развития этого вида туризма в Российской Федерации и странах бывшего СССР.

Вместе с тем имеется еще один серьезный аспект при организации туризма в сфере наследия, на который стоит обратить отдельное внимание. Он отчетливо проявляется в Европе. Как отмечает французская исследовательница К. Перье-Д"Итерен13, в Европе развернулась широкая деятельность по методическому и организационному обеспечению туризма в сфере наследия «Научные и учебные заведения, нередко при поддержке Европейской комиссии, разрабатывают всевозможные программы. Проводятся семинары, «круглые столы» и дискуссии, участники которых рассматривают эту тему с разных точек зрения. Заказываются специальные исследования, пересматриваются старые, вводятся в действие новые документы». Но на фоне быстро происходящих изменений остается в стороне деятельность по сохранению наследия, т.е. один из фундаментов политики по отношению к наследию, который в действительности должны выдвигаться на первый план. В настоящее время наследие рассматривается либо исключительно с гедонистской точки зрения, либо «как продукт потребления». Такая позиция создает явные и скрытые угрозы для самого существования объектов наследия. Как зафиксировано в Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия, ему «все более угрожает разрушение, вызываемое не только традиционными причинами повреждений, но также и эволюцией социальной и экономической жизни, которая усугубляет их еще более вредоносными и разрушительными явлениями».

Зададимся простым вопросом: как планируется туристический маршрут? Вне зависимости от того делает эту работу тур-оператор крупнейшего агентства или просто частное лицо, решившее отправиться отдыхать на собственном автомобиле, этот человек (назовем его сценаристом маршрута) должен обладать информацией о культурном ландшафте. А как ее разыскать, если она публиковалась мало, неполно, с огромными купюрами? В настоящее время музеями и специалистами в области российской культуры накоплен достаточно большой объем сведений, которые необходимо систематизировать, опубликовать и заставить работать на конкретного человека и общество в целом.

Большой ошибкой было бы считать, что речь идет о создании очередного путеводителя (пусть в современной, электронной форме), содержащего исключительно информацию о памятниках истории и культуры. Наша цель не ограничивается удовлетворением научных и образовательных интересов любителей старины. Эта задача будет решена попутно, но не она стоит во главе угла. Речь идет о культурном туризме - одной из наиболее доходных сфер мировой экономики. Для него необходимы сведения не только об отдельных объектах, но и о культурном ландшафте в целом.

Существует распространенное заблуждение: "У нас в городе такой музей хороший, такие церкви старинные, такие места исторические... Почему же к нам туристы не едут?". Ответ прост: для туризма значимы не отдельные культурные объекты, а культурный ландшафт.

Поясним эту мысль простым примером: автомобильное шоссе - не является памятником истории и культуры, но оно - важная часть культурного ландшафта. Историк архитектуры, описывающий древний храм, не станет останавливаться на том, хороши ли к нему пути подъезда. А для организации туризма эти сведения совершенно необходимы. Особенно в России, где для туристического автобуса в плохую погоду далеко не всегда преодолимы даже дороги областного значения, не говоря уже о местных.

Так вот, для целей культурного туризма важно осознать сильные и слабые стороны, именно культурного ландшафта.

Понятно, что для точного определения параметров культурного ландшафта требуются специальные исследования, проводимые на месте. Парадокс состоит в том, что отправной точкой подобных исследований (а они не дешевы) должна стать гипотеза об их целесообразности. Другими словами, нужно заранее иметь немалый объем сведений и хотя бы ориентировочную оценку культурных ресурсов региона, чтобы позволить себе роскошь тратится на дорогостоящие разработки. Возникает замкнутый круг: нет первичной информации - нечего предложить инвестору, нет инвестиций - нет инфраструктуры туризма, нет инфраструктуры - не едут туристы, нет туристов - огромные потери в виде неполученной прибыли.

Единственный способ прорвать этот порочный круг - централизованно создать первичный каталог культурного ландшафта России и предоставить его в общее бесплатное пользование. Технологии, используемые при создании такого каталога могут быть различными. За основу, вокруг которой будет наращиваться информационное наполнение, можно принять: существующую инфраструктуру, памятники архитектуры, музеи.

При этом понятно, что как ни важна инфраструктура, для культурного туризма она является средством, а не объектом интереса. Что же касается выбора между памятниками архитектуры и музеями, то последние явно предпочтительнее вот по какой причине. В отличие от памятников архитектуры, музеи способны самостоятельно поставлять значительную часть информации и о себе, и о прилегающем культурном ландшафте. Тем самым задача существенно упрощается, сводится во многом к грамотной формулировке запроса.

Это выводит на первый план деятельность по созданию системы прочных связей между наследием и туризмом, в первую очередь с помощью реализации образовательных программ

К.Перье-ДИтерен считает, что необходимы целенаправленные усилия, направленные на «достижение справедливого равновесия между потребностями туризма, законными интересами правительств, связанными с их стремлением максимально использовать объекты наследия для получения ощутимой экономической выгоды, прерогативами индустрии туризма и, наконец, задачами сохранения наследия в широком смысле этого слова -другими словами, всех физических и нематериальных объектов, содержащих в себе память прошлого. Реализация концепции устойчивого туризма - еще один модный термин - немыслима без активизации соответствующих программ по консервации объектов наследия, поскольку наследие является важным фактором регионального, социального, экономического и культурного развития любой страны»14.

Интересен в данном случае опыт Нидерландов, где по решению правительства с 1991 года осуществляется национальная программа охраны музейных коллекций (так называемый план «Дельта»), в основе которой лежит концепция сохранения наследия и идея «профилактической консервации» Но так было далеко не всегда, отчего страдали художественные центры, культурные объекты, здания и собрания выдающихся произведений во всем мире. Безразличие, халатное отношение, катастрофические музеологические условия, недостаток средств, а также, и прежде всего, наплыв туристов, число которых постоянно растет, - все это как дамоклов меч висело над культурным наследием. Вот почему, даже если сегодня и можно говорить об улучшении ситуации в связи с растущим, хотя и запоздалым, осознанием ценности культурного наследия, еще предстоит осуществить гигантский объем работ на основе скоординированных усилий по изучению и анализу.

Несколько иная, хотя и схожая во многих аспектах связей наследия и туризма концепция изложена В.А.Квартальновым. Он отмечает, что «объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок»15.

1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре;

2) необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

При этом, однако, отмечается, что данные методы носят субъективный характер: культурные комплексы, интересные с профессиональной точки зрения, не всегда аттрактивны для простых туристов. Кроме этого, имеют большое значение: доступность, построение экскурсионных маршрутов, уровень образования, национальные особенности и даже мода.

Итак, в связи с возросшей потребностью людей в расширении знаний по различным направлениям, в повышении интеллектуального уровня, в современном мире ведущую роль среди основных видов туризма занимает культурный туризм, имеющий большое значение в социально-экономическом (выравнивание сезонного цикла основных производств, создание рабочих мест, равномерное распределение туристских потоков по территории, возрождение упадочных промышленных центров, формирование благоприятного имиджа регионов) и культурном развитии (сохранение историко-культурного наследия, содействие созданию и поддержка памятников старины, архитектурных ансамблей, музеев, театров и др.). По разным оценкам культурный туризм составляет от 10% до 35%, и даже 60% мирового потока туристов. 16


Таблица 1.1

Доли видов туризма в общем объеме туристских услуг


В результате анализа существующих определений культурного туризма выделяется три подхода к его определению, каждый из которых, отдельно и в совокупности, представляется полезным при решении задач развития культурного туризма, как затрагивающие различные взаимодополняющие стороны организации туристской деятельности (технический, основанный на описании ресурсов историко-культурного туризма территории, привлекающих туристские потоки; концептуальный подход, в основе которого содержится описание мотивов и устремлений людей к посещению историко-культурных центров; подход, при котором главным аспектом выделяется результат, получаемый туристами, – впечатления).

Культурное достояние территорий необходимо рассматривать и как туристский ресурс, вызывающий интерес и мотивацию к путешествию, и как ресурс социально-экономического развития территорий, их экономический потенциал.

Организационно-экономическое обеспечение деятельности в культурном туризме представляет собой совокупность (комплекс) мер и средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию экономических процессов, поддержанию стабильного функционирования экономической системы и ее объектов, предотвращению сбоев, нарушений законов, нормативных установок, контрактов, и включает следующее: законодательное обеспечение (разработка законодательства, способствующего нормальному протеканию туристской деятельности); инфраструктурное обеспечение (наличие совокупности материально-технических элементов, создающих и обеспечивающих общие условия для организации культурного туризма); финансовое обеспечение (определение инвестиционных источников и создание благоприятного инвестиционного климата в сфере культурного туризма); информационное обеспечение (создание информационной системы, способствующей эффективной работе по организации культурного туризма и информационному обеспечению туристов, в том числе с использованием новых информационных технологий); кадровое обеспечение (своевременная и постоянная подготовка и переподготовка квалифицированного персонала высшего, среднего и низшего звена, способного оказывать качественные туристские услуги).

Культурный туризм, как явление широкое и разноплановое, имеет множество классификаций. Предлагаем уточнение наиболее существенных критериев – «уровень культурной составляющей», определяющий объем культурной составляющей в туристской деятельности отдельных категорий туристов и «тематика тура», основанный на характеристике турпродукта и теме предлагаемых туров, путем их объединения в рамках одной классификации.

Для классификации продуктов культурного туризма региона составим своего рода матрицу его видов и уровней. В ней выделены подвиды культурного туризма и по уровню и по тематике. Классификация представлена в виде таблицы, где в каждую ячейку внесены: определенные турпродукты; организации, имеющие возможность участия в создании определенных турпродуктов; источники финансирования и т.д. в зависимости от поставленной задачи (табл. 1.2).


Таблица 1.2

Классификация продуктов культурного туризма по уровню и тематическому виду

Уровень

Профессиональный

Специализированный

Неспециализированный

Сопутствующий

Исторический

Научный туризм: конференции, экспедиции

Исторические, военно-патриотические

Экскурсия по историческим местам, местам боевых сражений, анимационная программа

Этно-

Графический


Этнографические туры

Этнографическая экскурсия, анимационная программа,

дегустация традиционной кухни

Архитектур-


Архитектурные туры Архитектурная экскурсия

Археологичес-

Участие в

раскопках

Археологические туры Экскурсия к местам раскопок, захоронений

Фольклорный

Профессио-нальных

коллективов в фестивалях др.

Фольклорные

туры, посещение фестивалей

Фольклорный концерт,

фольклорная программа

Религиозный

Паломничес-тво Религиозный тур Экскурсия по святым местам

Следует отметить, что данная классификация не претендует на полный охват, так как по каждому подвиду культурного туризма можно создать огромное множество различных турпродуктов. В то же время подчеркивается, что профессиональный исторический, этнографический, археологический, архитектурный, религиозный и т.д. историко-культурный туризм тесно переплетается с научным туризмом и будет иметь в основном вид научных экспедиций, конференций. Профессиональный фольклорный туризм – это участие коллективов в различного рода представлениях и фестивалях. Для специализированного культурного туризма характерны подробные тематические туры. Например, специализированный архитектурный тур подробно знакомит туриста с особенностями архитектуры региона и т.д.; этнографический тур – с особенностями культуры, традиций, быта, кухни народа или народов региона, страны.

Неспециализированный культурный туризм предполагает различные тематические экскурсии, анимационные программы, которые носят скорее ознакомительный характер, то же относится к сопутствующему туризму.

Сделан вывод, что культурный туризм является механизмом сохранения достояния страны, которое рассматривается не только как культурный, но и как экономический потенциал территорий, как невостребованный ресурс их социально-экономического развития, который очень важно использовать в полной мере. Развитие в регионах культурного туризма может рассматриваться как средство координации деятельности федеральных и территориальных органов управления и многочисленных участников процесса возрождения территорий путем привлечения средств различных инвесторов, включая субъекты хозяйственной деятельности, предпринимательские структуры, общественные организации.


1.2 Факторы, влияющие на культурный туризм


Решение одной из ключевых задач развития отечественного историко-культурного туризма требует осуществления масштабных инвестиций. Однако в этом отношении российский культурный туризм оказался в своеобразном замкнутом круге: низкий уровень производства услуг, обусловленный слабыми инвестициями в памятники истории и культуру, ведет к слабому спросу и небольшому доходу, получаемому в результате оказания этих услуг. Небольшой доход и, как следствие, небольшие денежные накопления ведут к слабым инвестициям в индустрию культурного туризма.

Деятельность в области культурного туризма, являющаяся интеграционной составной частью национальной экономической системы, должна планироваться, направляться и координироваться комплексно, затрагивать все аспекты его развития – правовые, экономические, организационные, социальные, историко-культурные, научно-образовательные, экологические. Отмечается, что в каждом из этих направлений должен реализовываться свой инструментарий регулирования (табл. 1.3).


Таблица 1.3

Инструменты регулирования развития культурного туризма

Область

регулирования

Инструменты регулирования

Правовая


Регламентация норм и правил эксплуатации культурных ресурсов;

Регламентация правил деятельности предприятий туриндустрии, их прав и обязанностей в отношении объектов культурного наследия;

Регулирование правил въезда и выезда в страну для иностранных и отечественных туристов;

Установление мораториев и санкций;

Разработка и принятие концепций и программ развития культурного туризма

Экономиическая


Формирование условий благоприятствования для частных инвестиций в культурный туризм;

Прямые государственные инвестиции в инфраструктуру культурного туризма;

Льготное кредитование;

Льготное налогообложение;

Внешнеторговые льготы;

Регулирование цен и тарифов;

Страхование

Организационная

Разработка и формирование системы регулирования индустрии культурного туризма на национальном и региональном уровне;

Разработка и реализация мероприятий по формированию имиджа страны и ее регионов;

Разработка и реализация консультативных и согласительных схем взаимодействия субъектов регулирования и предприятий индустрии культурного туризма, общественных туристских организаций;

Разработка и реализация мероприятий по продвижению культурного туристского продукта страны и регионов;

Установление и поддержание международных связей в сфере культурного туризма;

Разработка и формирование системы наблюдения и контроля за состоянием культурных туристских ресурсов

Социальная


Субсидирование создания рабочих мест;
- инвестиции в развитие человеческого потенциала;
- защита прав и интересов туристов

Область

регулирования

Инструменты регулирования

Научно-образова-тельная


Организация и финансирование подготовки кадров в системе среднего и высшего образования;

Финансирование научных исследований в области культурного туризма;

Организация международных и внутренних стажировок

Культурная


Охрана и реставрация исторических памятников;

Проведение культурных фестивалей;

Привлечение и организация гастролей популярных творческих коллективов;

Проведение мероприятий по исследованию, восстановлению и развитию фольклора местного населения;

Поддержка деятельности учреждений культуры, творческих коллективов

Экологическая


Разработка и проведение природоохранных мероприятий;

Ликвидация ущерба и восстановление природных ресурсов;

Стимулирование внедрения природосберегающих, безущербных технологий производственной деятельности


Государственный, региональные и местные бюджеты, целевые внебюджетные фонды образуют финансовую базу государства, обеспечивающую выполнение органами государственной и местной власти их функций (полномочий), в том числе по регулированию экономической жизни общества. В основе использования многих из вышеперечисленных методов государственного регулирования лежат государственные финансы. Особое место занимают методы бюджетного регулирования. Например, методы прямого государственного финансирования и кредитования, направленные на удовлетворение текущих и долговременных государственных нужд (государственные закупки материальных ресурсов, государственные инвестиции). Посредством расходования средств государственного и местного бюджетов осуществляется целенаправленное воздействие на объем и структуру туристского предложения, на распределение инвестиций и капитала по отраслям и регионам.

Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы,

    Географическое положение региона. Популярные места туризма и отдыха, сформировавшиеся курорты и туристские экскурсионные центры (историко-культурные, религиозные, этнографические). Характеристика основных экономико-социальных рекреационных ресурсов.

    Экотуризм в России, как средство поддержки охраняемых природных территорий. Формирование специальных баз данных, создание справочно-информационной системы по природным и историко-культурным достопримечательностям. Развитие туристской инфраструктуры.

    Историко-культурное наследие и особенности познавательного туризма Тверской области. Взаимодействие туризма и культурного наследия. Роль законодательных и экономических аспектов в развитии туризма. Перспективы познавательного туризма в Тверской области.

    Роль исторического наследия в развитии туризма. Типы культурно-исторических туристических ресурсов. Общие сведения о туристических центрах Золотого Кольца. Туристическая инфраструктура и особенности туроперейтинга в направлении Золотое Кольцо.

    Понятие инновации, ее сущность и особенности, классификация и разновидности, характеристика и отличительные черты, значение в экономике государства. Суть и основные принципы инноваций в туризме. Государственная поддержка туристических инноваций в России.

    Понятия, предмет и метод изучения региональной экономики. Факторы развития и задачи экономики регионального туризма. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма. Системный экономический анализ и моделирование процессов.

    Социально-экономические предпосылки и особенности истории развития туризма во Франции. Государственная политика в сфере туризма и организации туристской деятельности. География туризма, места, пользующиеся особой популярностью среди иностранных туристов.

    Сущность и организация въездного туризма. Использование историко-культурных ресурсов при создании туров для туристов из Китая на примере Хабаровского края. Проблемы и перспективы организации данного туристского продукта. Характеристика туристов КНР.

    Цели создания музеев и проблемы разработки правового статуса музейных организаций. Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг. Международные туристские организации как формы координации усилий государств по развитию туризма.

    Концепция развития туризма в Иркутской области на период до 2010 года, ее цели и задачи. Этапы развития Иркутской области как туристского региона. Туризм как сфера развития малого бизнеса и обеспечения занятости населения. Поддержка развития туризма.

    Индустрия гостеприимства как комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов. Основные факторы роста индустрии туризма. Хозяйствующие субъекты в современной системе туризма. Структура туристской индустрии.

    Изменение социально-экономических и политических условий как фактор развития международного туризма. Современные тенденции развития МТ в странах СНГ и Балтии. Международное сотрудничество в сфере туризма. Вклад ВТО в развитие международного туризма.

    Основные понятия и государственное регулирование сферы туризма в России. Индустрия туризма в России, состояние и проблемы. Особенности внутреннего российского туррынка на современном этапе. Оценка и прогнозы развития внутреннего туризма в России.

    Туризм как один из наиболее прибыльных бизнесов в мировом хозяйстве. Уникальные природные ресурсы и культурно-исторические памятники Сибири. Роль туризма в решении социальных проблем. Развитие отрасли туризма и отдыха сибирского региона, его направления.

    Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Туристский потенциал Беларуси базируется на многообразии, красоте и первозданности природы, уникальности историко-культурного наследия.

    Общенациональные и региональные факторы, влияющие на развитие сферы туризма в Тверской области. Природные лечебные ресурсы. Развитие рекреационных ресурсов и туристической инфраструктуры области. Разработка долгосрочной программы развития туризма.

    Анализ процесса государственного регулирования развития туризма как воздействия государства на деятельность субъектов и рынок в целях реализации единой концепции развития туристической сферы в Республике Казахстан. Государственные органы и правовая база.

    Сущность туризма и основные понятия организации и управления в сфере туризма. Специфика организации и управления в сфере туризма. Использование новых технологий. Значение маркетинга в туристской отрасли. Уникальность туристской услуги.

    Культурный туризм как перспективная составляющая в развитии исторического города. Туристические репрезентации современного городского пространства. Состояние регионального института туризма. Конструирование имиджа территории с целью развития туризма.

    Теоретические основы оценки культурно-исторического туристско-рекреационного потенциала территории. Особенности познавательного туризма. Характеристика историко-познавательных ресурсов Воскресенского района: озеро Светлояр, усадьбы Кривякино и Спасское.